0
3215
Газета Культура Печатная версия

06.07.2020 18:07:00

Поколение XXI пришло в Третьяковку

Музей получил в дар около 150 работ известных современных художников

Тэги: третьяковская галерея, выставка, современные художники


третьяковская галерея, выставка, современные художники Коллекция Третьяковки дополняется произведениями молодых художников. Фото агентства «Москва»

Выставка «Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина», открывшаяся в Новой Третьяковке, – первый новый проект галереи после возобновления работы для зрителей. В фокусе внимания, а теперь и в собрании музея (работ большинства авторов прежде в галерее не было) – успешные художники, начавшие карьеру в нулевых. Собственно дар, а также произведения, купленные на пожертвования фонда Смирнова и Сорокина, – это 150 работ. Больше сотни из них вошли в выставку, которую кураторы – завотделом новейших течений Третьяковской галереи (ГТГ) Ирина Горлова, научный сотрудник этого отдела Игорь Волков и арт-директор фонда Смирнова и Сорокина, художник Владимир Логутов, – выстроили как попытку обобщить идеи и тенденции последних 20 лет.

Все и всегда говорят, что нужно покупать современное искусство в музеи – и что нужно приобретать работы молодых художников, пока эти самые работы не разошлись по другим собраниям и не подскочили в цене. Музеи всегда напоминают, что на закупки денег нет, и главная надежда – на дары. Третьяковке передавали работы современных художников, в частности, Cosmoscow, Винзавод, Марат Гельман (выставку подаренного Гельманом показали в конце февраля, но дар Смирнова и Сорокина был оформлен раньше).

В эфире «Эха Москвы» Ирина Горлова сказала, что произведения нулевых в коллекции ГТГ долгое время исчислялись лишь единицами и десятками. Владимир Смирнов и Константин Сорокин, чей фонд был создан в 2008-м для поддержки молодых художников, предоставили музею карт-бланш на выбор работ из своей коллекции, а кроме того предложили составить «список желаний», и почти все эти произведения были приобретены.

Игорь Волков прокомментировал «НГ», что в галерее не было, в частности, работ Таус Махачевой (директор ГТГ Зельфира Трегулова еще три года назад говорила, что хотела бы, чтобы произведения Таус появились в собрании Третьяковки, см. «НГ» от 04.09.17). Не было работ Аслана Гойсума (Гайсумова), Полины Канис, Оли Кройтор, Кирилла Кто, Светланы Шуваевой, Андрея Сяйлева и многих-многих других. (Но, заметим, зато сейчас Третьяковской галерее передана довольно ранняя вещь Гайсумова, вошедшая в серию «Без названия (война)», через два года после того, как эта серия привлекла внимание многих в основном проекте III Биеннале молодого искусства в 2012-м и заставила следить за стремительным развитием художника.) Проще сказать, чьи работы в собрании ГТГ были и сейчас к ним добавились новые. Среди 50 художников и объединений, о которых сейчас идет речь, таких, увы, меньшинство. Это Андрей Кузькин, арт-группировка ЗИП, Ирина Корина, Хаим Сокол, Миша Most, Арсений Жиляев, Владимир Логутов и еще несколько художников. Из 150 переданных ГТГ работ около 35 были специально для нее куплены, в том числе большая часть видео.

При всей значимости информационного повода и заполнения лакун «Поколение XXI» – еще и просто хорошая, четкая по композиции и важная по содержанию выставка. Несмотря на то что трудно структурировать настоящее как длящийся процесс и строить выставки даров, то есть произведений часто очень разных по мировоззрению и «почерку» художников (к слову, комментарии большинства авторов к своим работам есть в аудиогиде на IZI.Travel). Произведения объединяли по разным критериям, получились разделы «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств», «Игра», «Отвоевывая пространство», «Память», «На полях. Эстетика локального» и «Возможность красоты».

В сегодняшних реалиях часть «Отвоевывая пространство» воспринимается как нерв выставки. Вместе с работами Миши Most в залы приходит эстетика уличного искусства: холсты из серии «Диалоги» 2009 года – это символично закрашенные, будто несанкционированные граффити, статьи Конституции РФ. Сделанные Владимиром Логутовым на митингах 2011–2012 годов видео из серии «Пауза» (они и правда словно поставлены на «паузу») – по словам кураторов, «метафора общества, застывшего в состоянии ожидания перед неопределенным будущим». В этих экранах отражается привычное железное «Заграждение», только сделанное из люминесцентных ламп: Сергей Прокофьев дает лаконичный и емкий образ эпохи.

Логично, что следом оказывается раздел «Память». Она здесь трактована в основном в политическом ключе – как прошлое, продолжающее жить в настоящем, коллективном и частном. На уровне локального и личного эту тему подхватывают некоторые работы из выставочной части «На полях. Эстетика локального».

«Поколение XXI» начинается здесь реакцией на консюмеризм тучных нулевых, по-разному отраженной в первом разделе «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств». «Упражнение» Ани Желудь – металлический остов, остающийся в рамках строгой геометрии и отбрасывающий на стену тень, которая стала столь же осязаемой (или, наоборот, эфемерной), что и железная фигура. Андрей Кузькин в перформансе «Противостояние» (в ГТГ передана его видеодокументация) смывает с журнальных страниц «глянцевые» тексты с лживым «глянцевым» содержанием. В конце концов кураторы приводят зрителя к залам «Возможность красоты» – с тем, чтобы показать, как это понятие переосмыслено, и это тоже своеобразный ответ на тему-вопрос, с которой начиналась экспозиция. Но завершается все на довольно тревожной ноте.

Структура показа отражает вопросы, которые время задает искусству, в данном случае – 2000–2010-х. Это искусство умеет видеть в деталях метафоры, оно комментирует эпоху, смыкаясь с повседневностью и одновременно дистанцируясь от нее. Эпохе на ее вопросы и вызовы художник может ответить личным жестом, поступком. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Дом Ивана Цветкова мог бы принадлежать Третьяковке

Дом Ивана Цветкова мог бы принадлежать Третьяковке

Дарья Курдюкова

Отмечая 175-летие коллекционера, в галерее рассказывают о его собрании

0
737
Пушкин и 89 роз

Пушкин и 89 роз

Марианна Власова

В музее поэта на Пречистенке открылась новая выставка

0
525
"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

Дарья Курдюкова

Историк искусства Анна Романова о выставке "Искусство как область свободы"

0
2383
Врубель, похожий на Шиле и предугадавший Джакометти

Врубель, похожий на Шиле и предугадавший Джакометти

Дарья Курдюкова

В Третьяковской галерее открылась выставка "Предчувствуя XX век"

0
1781

Другие новости

Загрузка...