0
60570
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2020 10:00:00

Игумен Алексий (Никоноров): Блестящие результаты деятельности Мехрибан Алиевой по укреплению взаимопонимания между культурами я видел своими глазами!

Первый вице-президент Азербайджана Мехрибан Алиева инициировала проекты по восстановлению православного наследия страны

Тэги: Игумен Алексий, религия, общество, христианство, кавказ, карабах, армения, азербайджан, алиев, алиева

Обострение конфликта вокруг Нагорного Карабаха - все статьи по теме


Игумен Алексий, религия, общество, христианство, кавказ, карабах, армения, азербайджан, алиев, алиева Мехрибан Алиева и Патриарх Кирилл. Фото с сайта azertag.az

После окончания войны в Карабахе одной из самых обсуждаемых тем является судьба христианского наследия Карабаха. Данная тема обсуждается на самом высоком уровне, а российские миротворцы взяли под контроль основные храмовые комплексы. Разобраться в теме принадлежности храмов «НГ» помог игумен Алексий (Никоноров), настоятель Свято-Николаевского православного прихода в г. Мерано, автор диссертации на тему «Христианство в Кавказской Албании», защищенной в Московской духовной академии в 2004 году.

- Как отметил в своем выступлении президент Владимир Путин, говоря об объектах исторического, культурного и религиозного наследия, находящихся под контролем миротворческих сил, - в Азербайджане есть христиане, причем это одна из древних христианских церквей. Что вы можете сказать об этом?

- Христианство на Кавказе появляется фактически с момента самого зарождения этой религии. Более того, проповедниками Евангелия в регионе становятся не просто миссионеры, а живые и непосредственные свидетели жизни, страданий, распятия и воскресения Христа - апостолы. При этом христианская традиция, знавшая здесь периоды расцвета и угасания, тем не менее никогда не прерывалась. И одно из свидетельств этому обстоятельству - многочисленные храмы и монастыри, находящиеся не только на территории Карабаха, но и во многих других районах Азербайджана. Практически на протяжении тысячи лет Азербайджан был преимущественно христианской страной.

- Фактически Азербайджан является правопреемником Кавказской Албании, а удины - прямые потомки албанских христиан?

- Совершенно верно, что азербайджанцы - это не пришлые в XI-XIII веках тюркские племена, а потомки древних кавказских народов, тысячелетиями формировавшиеся в этом регионе и постепенно вбиравшие в себя персидский и тюркский этнические элементы. Соответственно нынешние азербайджанцы являются законными преемниками тех государств, которые существовали на этой земле, в том числе и государства Кавказской Албании, а также наследниками тех культурных и религиозных монументов, которые дожили до наших дней.

2-t.jpg
Игумен Алексий. Фото из личного
архива
Среди коренных народностей Азербайджана лишь удинам, насчитывающим около десяти тысяч человек, удалось преимущественно сохранить свое христианское самосознание.

- Как известно, Албанская апостольская автокефальная церковь в 1836 году прекратила свое существование. Есть ли сегодня вероятность восстановления Албанской церкви?

- Процесс формирования церковного института не происходит в короткий временной отрезок и тем более не может произойти по чьему-то волеизъявлению. Достаточно рассмотреть, как была образована Албанская Церковь в древности: проповедь апостолов и их учеников в I веке, образование небольших христианских общин, их конфликт с маздеистской религией, отстаивание своих убеждений вплоть до мученических смертей во II столетии, политическое объединение племен в противостоянии внешним силам и стремительный подъем самосознания народа, желание политической и религиозной автономии от своих соседей в III веке, и, наконец, принятие христианства царским домом и последующее за этим всеобщее крещение народа в начале века IV. Результатом именно этих сложных исторических процессов становится формирование Албанской церкви как полноценной и автономной. И эту автономию придется развивать и доказывать активной миссионерской деятельностью среди прочих народов (хазаров), созданием школ, переводами богословских трудов и составлением канонических сборников. То есть процесс формирования Албанской Церкви занял несколько столетий.

Как можно сегодня говорить о восстановлении этой церкви фактически на пустом месте? Где те самые удины, которые желают получить богословское образование? Кто из них занимается переводами литургических текстов? Говорить о возрождении Албанской церкви в таком контексте преждевременно.

Но это не значит, что Албанской церкви нет. Христиане Азербайджана являются духовными наследниками этой древней Церкви. И она фактически продолжает существовать, но не в тех стенах, которые пройдя через века достояли до наших дней, а в общинах людей, верующих во Христа и живущих по Евангелию и по учению Православной восточной церкви.

4-t.jpg
Монастырь Гандзасар.
Фото с сайта www.ardean.am
- Как известно, Армянская григорианская церковь - монофизитская, но удины/албанцы какой-то период своей истории были православными, свидетельством этому обнаруженные на Синае грузино-албанские палимпсесты, сейчас большинство удин причисляют себя к прихожанам Русской православной и Грузинской православной церкви. Как вы считаете, возможно ли сегодня возродить Албанскую церковь как православную, не теряя ее аутентичности?


- Аутентичность древней восточной христианской традиции - это православие.

Монофизитское религиозное направление, которого придерживается Армянская церковь, привело к ее расколу с мировым православием. Как известно, несторианство и монофизитство поддерживали враждебные Византии персидские силы, чтобы духовно оторвать периферийные для Византийской империи территории и лишить их религиозной, а следовательно и политической поддержки со стороны имперского центра.

В сегодняшних реалиях кавказским христианам нет смысла продолжать играть в эти религиозно-политические игры, которые поставят удин в положение схизматиков и маргиналов, а следует придерживаться канонической церковной традиции. Тем более, что в вопросе духовного окормления потомков албанских христиан существенную и реальную помощь может оказать православная Бакинская и Азербайджанская епархия, успешно осуществляющая свою миссию в Азербайджане с 1905 года.

- Один из самых острых вопросов - это вопрос принадлежности церквей и монастырей Карабаха и не только. Говорят, что на протяжении уже почти двух веков историки фиксируют элементы арменизации албанских памятников. Как этому можно противостоять?

- Говоря о зоне Карабаха, мы должны понимать, что в 428 году н.э. Армянское государство перестало существовать и превратилось в марзпанство Сасанидского Ирана. Эпизодическое восстановление в последующих столетиях независимых армянских государств вообще не касалось территории Карабаха. По этой причине ни один монумент, созданный в регионе в это время, никак не может называться армянским.

Самые важные и древние комплексы, сохранившиеся в Карабахе, это: монастырь Амарас (IV век), монастырь Дадиванк (IX-XIII века) и монастырь Гандзасар (XIII век).

3-t.jpg
Монастырь Дадиванк.
Фото с сайта www.armenia-tour.com


Амарас (Ходжавендский район) - это место упокоения первого Албанского архиепископа Григориса, реконструирован и обустроен в V столетии албанским царем Ваче, резиденция албанских католикосов в период раннего Средневековья.

Дадиванк (Кельбаджарский район) по преданию сооружен над могилой ученика апостола Фаддея - Дади, в нынешнем виде был обустроен в начале XIII века правителями Хачена из рода Араншахов.

Гандзасар (Кельбаджарский район) - родовая усыпальница албанских князей, обустроен Гасаном Джалалом, с XIV века резиденция албанских католикосов.

Имеются еще около полутора десятка храмов в основном XIII столетия и с разной степенью сохранности.

После арабского завоевания территории Кавказской Албании христианское население региона концентрируется в горных, труднодоступных для проникновения арабских войск и администрации районах страны (Карабахе). Фактически в этот период и создаются в Карабахе прекрасные образцы албанской религиозной архитектуры. При этом авторитетный армянский историк Сурен Еремян приводит слова историка XIII века Киракоса Гандзакского, который говорит о том, что в этот период «лишь какая-то часть албанских начальников владело армянским», в то время как население Карабаха говорило на своем родном языке.

Можно предположить, что с этого времени при реставрационных работах и привносились надписи на армянском. Да, в них могли молиться монофизиты, их могли реставрировать в том числе и мастера армянского происхождения, их могли упоминать в своих трудах армянские историки, но все это не делает религиозные и культурные памятники Кавказской Албании армянскими!

5-t.jpg
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Баку.
Фото с сайта www.1news.az
- Недавно российские деятели культуры направили письмо в ЮНЕСКО, где выразили свои опасения, что культурное наследие Карабаха может ожидать та же участь, что и сирийскую Пальмиру. Как вы можете это прокомментировать?

- Культурное наследие любого народа - это прежде всего то ценнейшее достояние, которое обеспечивает преемственность времен, ненавязчиво учит и воспитывает людей, раскрывает то самое прекрасное и глубинное, что есть у народа. Поэтому так важно уделять особое внимание сохранности исторических памятников. Кажется, в цивилизованном мире это все понимают. А Азербайджан в период своей новейшей истории демонстрирует эталонный пример бережного отношения к монументам истории и культуры, и не только к своим.

За минувшие 27 лет Азербайджанское независимое государство, невзирая на необходимость решения сложных политических, экономических, прочих проблем, уделяло особое внимание сохранению и тщательной, грамотной реставрации исторических монументов с привлечением профильных специалистов международного уровня. И это не только древние городища, крепости, сторожевые башни, ханские дворцы, мечети, но и христианские храмы, еврейские синагоги.

Первый вице-президент Азербайджана госпожа Мехрибан Алиева является международно признанным послом доброй воли ЮНЕСКО. На средства фонда Гейдара Алиева были отреставрированы древнейшие христианские катакомбы святых Марцеллина и Петра в Риме, продолжаются работы по реставрации древних христианских саркофагов комплекса базилики святого Себастьяна. Блестящие результаты этой работы я видел своими глазами!

Когда итальянские журналисты задали вопрос первой леди Азербайджана: «Почему фонд из Азербайджана - государства мусульманского - финансирует реставрационные работы христианского наследия?» - госпожа Алиева, в частности, отметила: «Азербайджан является страной на рубеже Европы и Азии, Востока и Запада, и это географическое положение повлияло на глубокое разнообразие, которое характеризует нашу страну. Дружба и братство всегда сопровождали населяющие ее народы, и наше великое богатство заключается также в присутствии многих религиозных конфессий».

Если есть те, кто сомневается в намерениях и способности Азербайджана позаботиться о культурном наследии Карабаха, пусть приедут в Азербайджан, посетят города и села этой страны - и тогда все недоумения отпадут сами собой.


статьи по теме


Читайте также


Безопасность Армении предлагают поручить российским пограничникам

Безопасность Армении предлагают поручить российским пограничникам

Юрий Рокс

Ереван готов передать земли военным России в безвозмездное пользование

0
2007
Сионисты: отказ от пассивности

Сионисты: отказ от пассивности

Евгений Сухарников

Путешествие длиной в две тысячи лет закончилось революцией

0
454
Баку и Еревану опять понадобилось жертвоприношение

Баку и Еревану опять понадобилось жертвоприношение

Юрий Рокс

Москве не удается установить мир между своими южнокавказскими партнерами

0
2590
Что происходит на далекой и близкой Кубе

Что происходит на далекой и близкой Кубе

Эмиль Дабагян

Александр Резников

Почему на Острове свободы наступил "перегрев социального котла"

0
1799

Другие новости

Загрузка...