0
3583
Газета Культура Печатная версия

07.11.2021 18:17:00

На себя похожий. "Страсти по Бумбарашу" в Театре Олега Табакова

Тэги: театр олега табакова, премьера, страсти по бумбарашу, владимир меньшов, юлий ким, владимир дашкевич


театр олега табакова, премьера, страсти по бумбарашу, владимир меньшов, юлий ким, владимир дашкевич Каждая армия, как будто бы настаивает режиссер, состоит не из полков, батальонов и рот, а из конкретных офицеров и солдат. Фото с сайта www.tabakov.ru

Владимир Машков снова поставил спектакль «Страсти по Бумбарашу», пьесу в стихах Юлия Кима с музыкой Владимира Дашкевича, то есть очень музыкальный спектакль, с песнями и танцами, причем некоторые песни многие зрители более-менее старших поколений помнят еще и по советскому фильму Рашеева и Народицкого с Валерием Золотухиным в заглавной роли. Несмотря на то что несколько первых спектаклей позади, именно недавний, на котором мне посчастливилось быть, Машков назвал настоящей премьерой, поскольку в зале присутствовал автор, Юлий Ким, в титрах старого фильма названный, исходя из тогдашних цензурных соображений, Ю. Михайловым. Так было цензурнее.

Сюжет основан на рассказах Аркадия Гайдара о Гражданской войне, на мой взгляд, не уступающих и в поэтических своих взлетах, и в жестоких подробностях прозе Бабеля (например). Многие диалоги сегодня снова звучат злободневно. Во-первых, то там, то тут мирные протесты и революции роз оборачиваются совсем не мирными волнениями, во-вторых, и у нас вроде бы не самые серьезные споры мгновенно перерастают в распрю, деля всех участников на своих и чужих. Как в «Бумбараше»: вроде и музыкально, и задорно, а все ж то тот, то другой ПЕРСОНАЖ падает замертво и потом выходит только на аплодисменты. Бумбараш – то ли сказочный, то ли былинный герой (так и есть, и сказочный, и былинный) – изо всех приключений выходит живым и невредимым, но ко всем остальным судьба не так благосклонна, никому другому семи жизней авторы не подарили.

Хороший получился спектакль. Тем, кто видел прежний, возможно, как мне, поначалу мешает то, с какой тщательностью нынешний исполнитель главной роли Севастьян Смышников повторяет, кажется, выверенную до сантиметра пластику и интонации игравшего когда-то Бумбараша и в этой роли прославившегося Евгения Миронова. Но следом за ним на сцену выходят другие персонажи и другие актеры, возможно, более опытные, а может, так сильно не похожие на своих предшественников в этой истории, что даже и об этом первоначальном неудобстве восприятия забываешь, получая с каждой минутой все большее удовольствие от происходящего, подключаясь к царящей на сцене стихии игры.

Хороший спектакль – тот, который доставляет удовольствие. Хороший спектакль – тот, который хочется пересказывать, вернувшись из театра домой, местами подражая интонациям и движениям актеров. Рецензию, естественно, можно написать о любом спектакле, но хороший спектакль всегда дает возможность написать о том или другом актере в роли, когда в роли и в актерской игре есть о чем рассказать. «Страсти по Бумбарашу» – хороший спектакль по любой описанной шкале. Подобно самому Владимиру Машкову, спектакль бурлит энергией, не подавляя ею, а наоборот – захватывая в свой бурлящий стихийный поток, позволяя почувствовать стихию революции, которая и Бумбарашу долго не позволяла вырваться или хитро выскользнуть, бросая то к белым, то к красным, то к «бандитам», выделенным в афише и программке в отдельную категорию, хотя чего-то особенно бандитского, чего бы ни делали ни белые, ни красные, они не совершали ни в истории Гражданской войны, ни в спектакле Театра Табакова. Безобразничали, как все.

Сегодня все реже ходят в театр «на актера», а Машков об этой важной возможности и ценности театра помнит, как помнил и думал об этом всегда его учитель Олег Павлович Табаков. В новом спектакле, где так велика роль «народных», а в данном случае – актерских «масс», есть несколько замечательных актерских работ. Одна из них – Аня Чиповская в роли Софьи Николаевны, предводительницы женского отряда бандиток, в которой и вдохновение разбоя, и грусть одиночества, даже боль одиночества, в ней насмерть все сплетено, как случается при тектонических сдвигах, – и позавчерашние веселые песенки, и жажда крови, которая руководит не знающей сытости львицей. Стоят не только упоминания, но и описания Ангелина Пахомова в роли невесты Бумбараша Вари, Владислав Миллер (друга детства Яша). Они – из тех, кто играет роли первого плана, но и Машков, и сами артисты не дают оснований, сомнений в том, что в Театре Табакова маленьких ролей нет, поэтому можно наблюдать и получать удовольствие от игры, например, Яны Сексте, которая «одна из…» в банде Софьи Николаевны, однако видно, что и сама актриса не скучает на сцене, и роль, свой характер у ее героини есть. А в финале – перед тем как покинуть подмостки Истории, в ролях белых командиров на несколько минут на сцене появляются заслуженные «старики» табаковской труппы – Сергей Беляев, Виталий Егоров, Сергей Угрюмов, вызывая и уважение к театру, где подобное возможно, и позволяя «подключиться» к каждому, почувствовать горечь исторических потерь. Каждая армия, как будто бы настаивает режиссер, состоит не из полков, батальонов и рот, а из конкретных офицеров и солдат. Банально? Наверное. Но наворачиваются слезы, когда приходит осознание этой банальности.

На «Бумбараше» Театра Табакова пришла еще мысль, возможно, не сильно обрадующая театр. А может, напротив, и она обрадует. Когда-то давно этот спектакль Владимира Машкова воспринимался неплохим, крепким, хорошим, но как бы – не в обиду – рядовым хорошим спектаклем, а сегодня он смотрится как значительное, важное событие в театральной жизни Москвы. Потому, например, что в Москве сегодня не так много – вернее, почти не осталось – театров, где идут спектакли, которые в любом другом театре выйти не могли и в любом другом их бы так не сыграли, не добились бы такого ансамбля, да и почти в любом другом пришлось бы приглашать артистов со стороны, а в Театре Табакова – своя труппа, одна из лучших в Москве, где – совсем уж невероятное событие – звезды, заслуженные «старики» готовы выйти в роли без слов, как говорится, за идею. Театральная идея тут еще жива, а ничто другое ни актеров, ни театр удержать не в силах. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кабаре "Берлин–Москва" с адреналиновым крючком. Знаменитый мюзикл представили в Театре Наций

Кабаре "Берлин–Москва" с адреналиновым крючком. Знаменитый мюзикл представили в Театре Наций

Владимир Дудин

0
1637
Роберт Эггерс экранизировал легенду, которой вдохновлен "Гамлет"

Роберт Эггерс экранизировал легенду, которой вдохновлен "Гамлет"

Наталия Григорьева

"Варяг" рассказывает про скитания древнескандинавского принца, поклявшегося убить дядю-предателя

0
2001
Вениамин Смехов спустя 50 лет вновь сыграл в пьесе Вознесенского

Вениамин Смехов спустя 50 лет вновь сыграл в пьесе Вознесенского

Елизавета Авдошина

Ностальгия по будущему

0
1692
Забытые вокальные циклы Эдисона Денисова прозвучали в Перми

Забытые вокальные циклы Эдисона Денисова прозвучали в Перми

Владимир Дудин

"Голубую тетрадь" и "Жизнь в красном цвете" нашел в своих архивах дирижер Валерий Платонов

0
2534

Другие новости