0
12576
Газета Культура Печатная версия

28.04.2022 18:07:00

Театр сатиры идет с козырей

Спектакль "Арбенин" представлен в жанре пластической драмы

Тэги: театр сатиры, экспериментальный спектакль, премьера, арбенин


театр сатиры, экспериментальный спектакль, премьера, арбенин Максим Аверин в кровавом жилете в роли лермонтовского Евгения Арбенина. Фото с сайта www.satire.ru

Театр сатиры представил экспериментальный спектакль «Арбенин. Маскарад без слов» – это первая премьера театра при Сергее Газарове. Но премьера выглядит отнюдь не манифестом новых художественных принципов, а блестящей приманкой для зрителя. Режиссер-хореограф Сергей Землянский (назначен главным хореографом «Сатиры») заходит с козырей – жанр пластической драмы, броские контрасты в музыке и танце, Максим Аверин в роли Арбенина и, конечно, «страсти роковые».

Спектакль построен вокруг метафоры. Вместо маскарадных масок художник-постановщик Максим Обрезков примеряет статистам оторванные кукольные головы, которые пустыми глазницами скорее напоминают черепа. И если у Лермонтова маску надевают на лицо, чтобы снять ее с чувств, то здесь и чувств никаких нет. Светское общество – это сборище живых мертвецов. Когда Арбенин срывает маски с зевак, он видит безликие манекены. Его жена Нина, неземное существо, попадая сюда, запутывается в чужих интригах. Героиня, как девочка на шаре, пытается танцевать на такой же безглазой, только гигантской кукольной голове-маске. Эта декорация, с пухлыми щеками и красными губками, вся в потертостях и трещинах, словно игрушка, которую когда-то уронили на пол и выбросили на свалку. За Ниной хищно наблюдает ревнивец-муж – щеголь Арбенин был полон жизни и азарта, теперь же и он лишился человеческих черт.

Для Максима Аверина чистый язык тела не кажется органичным. Режиссер сделал ставку на звезду и народную любовь, а не на внутреннюю близость героя исполнителю. Пластически Арбенин скорее похож на каменного гостя, которому в тягость любое движение. Хотя дуэт с Майей Горбань от этого только выигрывает – ее Нина как будто призрак, сотканный из воздуха и света. Остальные персонажи теряют индивидуальные черты и сливаются с группой статистов.

Композитор Павел Акимкин проводит тему героини через весь спектакль – хрупким фортепианным вальсом он связывает экспозицию, когда Арбенин сидит у трупа жены и вспоминает прошлое, и эпизод с балансированием на кукольной голове. Нина буквально ступает как по нотам – скупой мелодический рисунок изображает робкое топтание на месте. В свадебном, богато аранжированном вальсе Арбениных слышны зловещие тона. Гости на маскараде слаженно двигаются, подобно роботам, в такт электронной музыке – неестественная и бездушная, она оглушает и ритмическим однообразием погружает в транс.

Цветовая символика костюмов близка музыкальной: кровавый жилет Арбенина, белое платье Нины, черно-белые одежды гостей на балу – у женских персонажей они откровенные, в таких в самую пору отплясывать канкан. Сценография решена в духе танцпола и кукольного дома. Колонны с кислотной подсветкой вращаются на поворотном круге, в их лабиринте маски шепчутся, под шорох бальных платьев передавая друг другу сплетни. Световая партитура (Александр Сиваев) – словно для дискотеки и мультипликационного хоррора одновременно. Спектакль превращается в кошмарный сон маленького ребенка. Это ночь в «Детском мире», где шалят хохочущие слепые игрушки, а злодей Арбенин разбивает очень дорогую и самую красивую фарфоровую куклу. 


Читайте также


Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Средний класс выходит на тропу войны за вакансию

Наталия Григорьева

Уволенный семьянин добивается трудоустройства методом исключения конкурентов

0
1389
"Тараканище" на итальянский манер

"Тараканище" на итальянский манер

Дарья Михельсон

Спектакль по сказке Корнея Чуковского показывают в петербургском Большом театре кукол

0
1155
Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Кейт Мара вступает в контакт с внеземной формой жизни

Наталия Григорьева

Космический ужастик, в котором ни разу не показывают космос, выходит в прокат

0
2235
В Московском Губернском театре поставили "Ревизора" в стиле хип-хоп

В Московском Губернском театре поставили "Ревизора" в стиле хип-хоп

Дарья Михельсон

Скверный для Хлестакова городишко

0
1740

Другие новости