0
2930
Газета Культура Печатная версия

23.06.2022 19:30:00

Летние Олимпийские игры по фортепиано

Международный конкурс композиторов, пианистов и дирижеров имени Рахманинова выявляет сильнейших

Тэги: сергей рахманинов, юбилей, международный конкурс, музыканты, пианисты, денис мазуев


сергей рахманинов, юбилей, международный конкурс, музыканты, пианисты, денис мазуев В конкурсе соревнуются пианисты, дирижеры и композиторы из России, Китая, Бразилии, Беларуси от 18 до 30 лет. Фото с сайта www.rachmaninoffcompetition.com

В Москве в эти дни проходит Первый конкурс имени Рахманинова, учрежденный в преддверии юбилея композитора, который будет широко отмечаться в будущем году. В конкурсе, который возглавляет неутомимый энтузиаст Денис Мацуев, соревнуются пианисты, дирижеры и композиторы (демонстрируя тем самым три ипостаси Рахманинова).

Прослушивания проходят на главных площадках столицы – в Московской консерватории, филармонии и филармонии-2 (Зале имени Рахманинова), которые оценивает интернациональное жюри и многомиллионная аудитория прямой трансляции.

Формат легендарного конкурса Чайковского худрука не смущает. Мацуев уверен, что рахманиновский конкурс будет его дополнять: проводить эти новые Олимпийские игры будут также раз в четыре года. Лауреаты получат щедрые финансовые призы, свои незабываемые музыкальные моменты и, конечно же, признание публики, которая выбирает фаворитов и горячо поддерживает каждого, кто выходит на сцену.

На любом музыкальном конкурсе большой ажиотаж всегда вызывают соревнования пианистов – вспомним историю Вэна Клайберна или недавнее открытие Люки Дебарга. Конкурс Рахманинова не стал исключением: в номинации «Фортепиано» оказались заявлены как уже знакомые имена участников, так и совсем неизвестные пианисты, приятно удивившие строгое бескомпромиссное жюри. Среди них, кстати, и настоящие легенды – 83-летний Лю Ши Кунь, участвовавший в самом первом конкурсе Чайковского, или же частый гость нашей страны Фредерик Кемпф. На отборочном, заочном туре судьи выбирали 25 участников среди более 200 заявок (кстати, вопреки опасениям, из разных стран Европы и Азии). В итоге к первому прослушиванию были допущены пианисты из России, Китая, Бразилии, Беларуси от 18 до 30 лет – несколько иностранцев, правда, оказались студентами Московской консерватории (а все выступления там же и проходили – в Большом зале).

Перед «живыми» концертами случился небольшой коллапс: один участник из Китая не смог приехать из-за ковидных ограничений в своей стране, другой, из России, неожиданно заболел: в итоге в самый последний момент в список участников добавились Станислав Корчагин, выпускник Гнесинки, и Марина Яхлакова, обучавшаяся у самого Даниэля Баренбойма.

На первом туре, прошедшем в два конкурсных дня (настоящий марафон до глубокой ночи), под пристальным взглядом Рахманинова на огромном портрете над сценой участники исполнили его фортепианные пьесы и сочинения композиторов, написанные с 1873 и по апрель 1943-го (годы жизни Рахманинова).

Этот пункт стал пространством для эксперимента, ставшим глотком свежего воздуха среди звучащих друг за другом одних и тех же музыкальных моментов и этюдов-картинок. Так, Валентин Малинин и Ева Геворгян выбрали Сонату Берга и две части из Сюиты «1922 год» Хиндемита (на фортепианных конкурсах музыка первого авангарда звучит крайне редко), а самый молодой участник, бразилец Эстефан Вергара Яцекив – несколько поздних сочинений Брамса (что тоже нечасто услышишь на подобных состязаниях). Неоднократно прозвучали Четвертая и Пятая сонаты Скрябина, антагониста Рахманинова: наиболее осознанно, стилистически и концептуально точно получилось у Глеба-Иосифа Романчукевича и Филиппа Руденко. Китайские конкурсанты Боао Чжан и Се Лингфэй, словно сговорившись, подряд исполнили Седьмую сонату Прокофьева. Иногда сочинения «сторонних» композиторов были сыграны увереннее и ярче, чем миниатюры «основной» программы: это и блестящий виртуозный «Вальс» Равеля у Станислава Корчагина, и тонкая поэтическая «Сказка» Метнера у петербуржца Ильи Папояна, и зубодробительная Соната Бартока у Чжу Юаньхэня.

Впрочем, лакмусовой бумажкой для конкурсантов предсказуемо стали сочинения Рахманинова – не только великого композитора, но и великого пианиста. Не всегда справляясь с техническими трудностями (в миниатюрах нужна и физическая сила, и уверенная беглость пальцев), участники тем не менее демонстрировали любопытные интерпретации, стараясь отойти от исполнительских «учебных канонов».

Опытными зрелыми артистами, свободно ощущающими себя за инструментом, выглядели знакомые многим Иван Бессонов, Ева Геворгян, Арсений Тарасевич-Николаев и три «темные лошадки» конкурса – китаянка Мао Сюаньи, бразилец Эстефан Вергара Яцекив и ассистент-стажер консерватории Константин Хачикян. Собственно, во втором туре, где участники исполняли произведения Рахманинова крупной формы и музыку композиторов того же временного периода, этот «костяк», явно претендующий на призовые места, удивлял не менее. Слушая «Ночной Гаспар» Равеля в исполнении Арсения Тарасевича-Николаева или истинно русскую трактовку Мао Сюаньи Второй сонаты Рахманинова, понимаешь, насколько возрос уровень конкурсантов за последние несколько лет – перед нами настоящие олимпийские музыкальные атлеты, блестяще выдерживающие и психологическое давление, и конкуренцию.

Конечно, пройти дальше был достоен каждый, но в третий тур жюри пропустило всего восемь участников (при этом специальными призами наградили выбывших из конкурса Филиппа Лынова и Дмитрия Сина). Теперь этой восьмерке предстоит нелегкая задача – превратиться в концертмейстера, аккомпанирующего вокалисту романсы Рахманинова: кто знает, чем это может обернуться. 


Читайте также


Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Владимир Карнозов

Генеральный конструктор отмечает 90 лет со дня рождения

0
728
Александр Федотов – испытатель, герой, рекордсмен

Александр Федотов – испытатель, герой, рекордсмен

Валерий Агеев

История человека, который взлетел выше всех

0
313
Заставляет бояр обриться

Заставляет бояр обриться

Сергей Трубачев

Библиофилы изучили редкие издания эпохи Петра Великого

0
232
Россия против Запада: 210 лет спустя

Россия против Запада: 210 лет спустя

Владимир Винокуров

Что подсказывает нам опыт Отечественной войны 1812 года

0
1896

Другие новости