0
17020
Газета Культура Печатная версия

16.10.2022 19:39:00

Иосиф Райхельгауз: "Я не хочу помогать Астрахану разрушать театр"

Экс-худрук "Школы современной пьесы" дал "НГ" первое интервью после увольнения

Тэги: театр, иосиф райхельгауз, интервью


театр, иосиф райхельгауз, интервью «Школе современной пьесы» 33 года, и первый год театр существует без основателя. Фото РИА Новости

Иосиф Райхельгауз больше не работает в театре «Школа современной пьесы» – еще недавно такая формулировка звучала бы оксюмороном. Но сегодня – это будничный факт. Как на самом деле режиссер отреагировал на увольнение, что думает о политике и о том, почему не собирается эмигрировать, корреспондент «НГ» Елизавета АВДОШИНА поговорила с Иосифом РАЙХЕЛЬГАУЗОМ.

– Нынешний сезон «Школа современной пьесы» впервые открыла без своего основателя. Официально никаких комментариев не было, но, судя по всему, вам не продлили контракт в связи с высказываемой вами политической позицией о СВО.

– Видите ли, конечно, у меня ощущение, что со мной поступили несправедливо. Я этот театр придумал, собрал, получил для него помещение, передал это помещение городу Москве (здание было федеральным), собрал уникальную труппу. За много лет здесь играли и работали выдающиеся артисты. И сейчас в труппе девять народных артистов; к сожалению, Альберт Филозов и Алексей Петренко умерли не так давно, а было 11. И это театр, где до последних дней жизни играли Мария Миронова, Михаил Глузский, Людмила Гурченко, Любовь Полищук, Владимир Качан. Это театр, который представлял Россию в 52 странах мира, на огромном количестве фестивалей мы получали Гран-при.

Театр государственный. Государство имеет право поступать с ним и с его руководством как считает нужным. Но это был не только по моему мнению уникальный театр, который 33 сезона существования выпускал только мировые премьеры. Лучшие прозаики и драматурги отдавали нам свои пьесы и их премьеры были у нас и только потом – в других театрах. У нас показали первые спектакли и родились театры: «Мастерская Петра Фоменко», Театр Елены Камбуровой, «Квартет И», Евгений Гришковец выпускал здесь все свои моноспектакли и большинство его пьес я ставил первым. И даже когда мы классику ставили, это была игра с классиком – с Грибоедовым, Чеховым, Сервантесом и так далее.

– А что с непродлением контракта?

– Мне ведь никто не сформулировал точно, почему меня уволили. Из того, что я знаю, понимаю, из того, что ходит по интернету, из того, что ходило в каких-то цитатах, большинство из этого мне приписано, я этого не говорил.

Я люблю нашу Родину, мне кажется, не меньше, чем те, кто распоряжается моей судьбой. Меня так воспитали. Мой отец на танке дошел до Берлина, расписался на рейхстаге – подпись до сих пор существует. Он увешан был весь орденами и медалями. Да и у меня огромное количество наград, орденов российских и зарубежных, огромное количество благодарностей.

Я понимаю, что мне инкриминируют. Я выходил регулярно на самые разные политические ток-шоу. Но, будучи режиссером, главное, что я пытался донести: нужен диалог.

Самое поразительное то, что цели, которые сегодня преследует специальная военная операция, я обнародовал задолго до ее начала, сразу, когда Зеленского избрали президентом. Буквально через несколько дней я написал ему письмо: я понимаю, что я – обычный гражданин соседнего с вами государства и, наверное, не могу обращаться к президенту, тем более с советами. Но поскольку ваша основная профессия – артист, а моя – режиссер, позвольте как режиссер артисту сказать вам несколько слов. И дальше: не боритесь с русским языком. Это неверно и приведет вас к трагедии. Второй пункт: не составляйте списки врагов Украины. Это глупо, абсурдно, вы на этом потеряете. Третье: зачем вы остановили транспортное сообщение – самолеты, поезда? Это неверно. И четвертое: люди наши – родные по происхождению, по общей культуре. Не надо рвать эти связи. И сколько я мог, я старался культурные связи поддерживать. У нас были гастроли в Киев, в Одессу – город, где я родился. Культура – это наши последние связи.

– Он ответил?

– Мне прислали из администрации президента сообщение, что письмо получено. Больше никакого ответа не было.

– Я слышала, вам предлагали поехать в Донбасс, а вы отказались…

– За несколько дней до того, как уволили, в одном частном разговоре мне было предложено поехать с театром в Донбасс. Я ответил, что в Донбасс готов был ехать. И тогда был готов, и сейчас. Но если речь о театре, мне надо сперва обсудить этот вопрос с труппой, с сотрудниками. Я знаю, даже в Ярославском театре не все сразу согласились ехать, хотя это было задолго до нынешних событий, полтора или два года тому назад. Сам я готов ехать – читать стихи, петь, рассказывать. Я готов.

– Вам приписывают дружбу с украинским депутатом Алексеем Гончаренко, который неоднократно выступал спонсором гастролей «Школы современной пьесы»…

– Я познакомился с Алексеем Гончаренко лет 15 тому назад, он был депутатом Одесского горсовета, потом стал председателем облсовета. Мне казалось, его очень интересовала культура. Каждый год мы приезжали на гастроли и он очень помогал в их организации. А я, как уже сказал, считал и продолжаю считать, что культурные связи – это очень важно. Я занимаюсь театром и не могу думать иначе.

Мы играли на русском языке, а они нам давали сцены и так далее. Я даже однажды Гончаренко вручал грамоту от Союза театральных деятелей за поддержку культурных связей. И я хотел в Одессе сделать Русский театр.

Но дальше Гончаренко совсем ушел в политику. И я уже ему задавал вопросы: зачем вы боретесь с русским языком? Он, как мог, объяснял. Я, естественно, как был с этим не согласен, так и не согласен до сегодняшнего времени. А вот дальше, когда я начал читать за его подписью слова «убить русских», «уничтожить русских», «расправиться с русскими», я с ним прекратил всяческое общение.

– То есть сейчас не общаетесь?

– Нет, конечно. Для меня это абсолютно неприемлемо. Я не могу сказать, что мы были друзьями. Но хорошими знакомыми были. Мы общались, вместе учили Пушкина наизусть. Я не шучу. Мы с ним со сцены читали «Я жил тогда в Одессе пыльной …». Он прилетал в Москву, ходил по театрам смотреть премьеры... Но в какой-то момент он стал рассказывать, что бороться с людьми нужно по национальному признаку. Такой человек для меня – враг. Бороться с людьми, потому что они такой или другой национальности? Это делали фашисты во время Великой Отечественной войны.

То, что происходит сегодня, для меня, родившегося в Одессе и прожившего всю жизнь в Москве,  больно и непостижимо… Я не политик, но в этой сложнейшей ситуации, убеждён, что культура является мощнейшим инструментом диалога и даже, возможно, будет в силах залечить эти невиданные раны. 

 – А правда, что был момент, когда вы поддержали Гончаренко в том, что надо у России забрать Кубань?

– Нет, конечно! Я уже был в конфликте с теми, кто на Украине говорил, что не нужен русский язык, не нужна русская культура. И вдруг читаю в Facebook (запрещен в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской. - «НГ») у Гончаренко, что вот есть Кубань, а на Кубани давние культурные традиции украинские. Есть и украинская культура, и русская, я это читаю и пишу: как правильно, что мы можем на культурной почве вновь найти общие интересы, общие перспективы. Я написал про культуру, а кто-то тут же заговорил про «возвращение земель». Мне в голову такое прийти не могло! Я что, сумасшедший?!

– Мы с вами разговариваем в Москве…

– Я понимаю, о чем вы. Я поставил спектакли в крупнейших театрах мира – в Нью-Йорке, в Женеве, в Национальном театре Габима, в Национальном театре Турции. Я – профессор Тегеранского университета, лауреат Государственной премии Турции. Поверьте, я бы мог уехать и не раз. Мне предлагали заведовать кафедрой в Рочестерском университете в Америке. Когда моя дочь школу заканчивала в Америке, я ее спросил: «Маш, ну, что в Америке останемся?» – «Ни в коем случае, папа!» – «Какая ты умница, Маша!»

Сейчас Мария Иосифовна магистрантов набрала в ГИТИСе. И я здесь 50 лет преподаю. Я никуда, пока меня не вышибут, не уеду. А если вышибут, я даже оттуда ругать Россию не стану. Моя родина и мой театр – в широком смысле – здесь. Мне здесь хорошо. Я был более чем в 80 странах, а на третий день мне хочется в Подмосковье свое. Правда, мне хочется смотреть в окно и видеть свой дуб с березой, как это ни банально звучит.

– Вернемся к вашему театру. Парадокс такой получается: в 80-е создавали независимые театры, потом стремились, чтобы было довольствие финансовое, сделать их государственными. А теперь за что боролись, на то и напоролись. Ваше – и отбирают. Как это можно пережить?

– Нельзя пережить. Мне по-прежнему кажется, что это несправедливо. Но я с этим тем не менее соглашаюсь. Те, кто это сделал, имеют на это право – это государственный театр, и они считают, что я не достоин руководить государственным театром. А моё право – жить, как я живу, верить в то, во что я верю, и, самое главное, моё право – прежде всего, сохранять понимание этой жизни. Мне не должно быть стыдно перед собой, перед моими детьми, перед вами, перед своими студентами. И это главное.

– Как грустно сегодня звучит название вашей новой, недавно вышедшей книги – «Во всем виноват режиссер»… Я прочитала ее и как раз хотела спросить, а можно ли стать режиссером или поставить спектакль, прочтя такое пособие по режиссуре?

– Есть технология, есть точные рецепты. Вот мы хотим с вами построить лестницу. Мы говорим, что нужно спилить сосну, снять с нее кору, распустить на отдельные доски, высушить, построить. Это технология. Другое дело, что один столяр окажется талантливым, сделает очень красиво, художественно, а второй сделает грубо, заколотит гвоздями. То же самое с режиссурой. Очень важно, какое у тебя содержание. Собственная жизнь, собственные нервы, собственные размышления. Если у человека все это есть, то его можно обучить технологии. Что сначала надо прочесть пьесу, потом нужно сообразить пространство, договориться с художником, сценографом, как будут выглядеть мебель, реквизит, свет, костюмы; позвать композитора, балетмейстера, а потом объяснить артистам замысел. В общем, технологии есть, только один оказывается Станиславским или Мейерхольдом, а другой – нет.

– Что значит для режиссера лишиться своего театра, работы?

– Знаете, я могу вам пример привести. Вот 33 года театру «Школа современной пьесы». Лет 30 тому назад моего однокурсника, товарища Бориса Морозова увольняют из Театра Пушкина. Он был главным режиссером. И я представляю, в каком он состоянии. Я звоню ему в тот же день: «Боря, дорогой, завтра приходи и начинай ставить в моем театре». Через несколько лет из Театра Станиславского увольняют Сашу Галибина. Я звоню Саше. Через еще пять лет Леонида Хейфеца, великого режиссера и педагога, увольняют из Театра Советской армии. Я звоню: «Леонид Ефимович, дорогой! Пожалуйста, завтра придите в театр, начинайте ставить». Морозов поставил один из лучших своих спектаклей – «Миссис Лев» с Львом Дуровым в главной роли, а Хейфец поставил «Антигону в Нью-Йорке». Для меня вообще ситуация, когда человека лишают дела, – невозможная.

Мне предложили два названия ставить в театре Гешер. Это известнейший израильский театр. Но зачем? Там очень много артистов ходит, бродит. Ну, я могу открыть там новый театр. Я вообще не раз открывал театр: Театр на Мытной с Васильевым, Театр Станиславского. Я уж не говорю о «Школе современной пьесы». Я работал в лучшие времена в «Современнике», на Таганке. Я сейчас в полной силе собрать, сообразить и создать новый театр.

Обидно, что сегодня наш, русский театр, который, безусловно, занимает самые передовые позиции в мире, лишается своих выдающихся режиссеров (я не о себе говорю) и позволяет «дельцам» от культуры ломать и деформировать театральное пространство.

– Вы разговаривали с новым худруком «Школы современной пьесы»?

– Мы разговаривали с Астраханом. Он предложил сотрудничество. Но я увидел, что он не понимает и не принимает программу и суть «современной пьесы». Ближайшей премьерой объявлена «Тетка Чарлея». Как говорится, комментарии излишни. Я не могу и не хочу помогать ему разрушать театр.

Мы в театре проводили конкурс каждый год на лучшую пьесу на русском языке, на который присылали от 300 до 500 пьес. И каждый год ставили пьесы победителей. Мы издали 22 или 23 тома. И так через 100 лет откроют эти книги и узнают, какие пьесы писали в 2013–2014–2022 годах… Я не войду в театр, пока он оттуда не выйдет. Если мне предложат, я вернусь и буду эти руины восстанавливать. Сейчас мне там нечего делать. Это все равно, как если бы там был ресторан мишленовский, а вместо него открывают столовую и хотят, чтобы я там чистил морковку. Я готов чистить и морковку, и картошку. Но если я буду понимать, ради чего это делается. 

 



Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
3146
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
5085
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
4639
Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Марина Гайкович

Главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан – о своем творческом пути

0
3448

Другие новости