0
2834
Газета Культура Печатная версия

08.11.2022 18:14:00

Время шепчет звука узор

"Я слышу тебя" Сергея Филатова в Московском музее современного искусства

Тэги: современное искусство, ммси, выставка, саунд художник, сергей филатов, инсталляции


современное искусство, ммси, выставка, саунд художник, сергей филатов, инсталляции Филатовские объекты балансируют на грани лирики и физики. Фото с сайта www.mmoma.ru

В здании Московского музея современного искусства на Гоголевском бульваре подходит к концу выставка одного из самых ярких наших саунд-художников – музыканта Сергея Филатова. Уже известные и новые звуковые и кинетические инсталляции, как всегда у Филатова, сложно технически устроенные, воспринимаются в первую очередь чувственно, медитативно.

Медитативный ритм задан «с порога», в первом же затемненном зале с эдаким оркестром без людей. Импровизированный «оркестр» состоит из механизмов, напоминающих пюпитры, каждый объект издает негромкие, «небыстрые» щелчки, все это сливается в единое звуковое полотно. Помимо названия «Вокруг собственной оси» имеется поэтичный подзаголовок «В плавном ритме реального времени созерцаю тонкий звука узор». Другая сторона медали – описание: «Перкуссионный звуковой узор образуется за счет периодического соприкосновения плектров и лепестков из алюминия. Ансамбль звуковых скульптур исполняет композицию, написанную художником при помощи программного кода». Филатовские объекты балансируют на грани лирики и физики, ощущения хода времени и вместе с тем умения из него выключиться.

«Ансамбль» и «партитура звука» – из ключевых в искусстве Филатова понятий. Партитуры, программы, придуманные для отдельных звуковых скульптур, составляют один ансамбль на уровне всей инсталляции, а еще один – на уровне выставочного маршрута. Общий звуковой ландшафт (в отдельных случаях звук заменен светом, как в объекте «Кинетика луча» с «бескрайними молчалями» так и эдак преломленных световых лучей), медитативно увязывает контрасты ритмических последовательностей, звуков разной высоты, как будто даже по-разному не только услышанных, но и осязаемых. То стаккато, то каких-то гулких, замедленных.

Филатов начинал с живописи, свой стиль, как он говорил в одном из интервью, определял «близким к абстрактному сюрреализму». И когда два года назад в галерее «Триумф», чей куратор Марина Бобылева готовила нынешний проект, представляли филатовские «Две точки на гладкой поверхности», саунд-арт был как раз «обрамлен» холстами, то напоминавшими мандалы, то развоплощавшимися во фланирование цветных пятен. В том же интервью художник рассказывал, как увлекся коллекционированием индийских инструментов, в какой-то момент решил «видоизменять их», а потом стал писать свою музыку. Она основана на звуке, рожденном движением механизмов и программными кодами.

Во всей этой истории завораживает не только эстетизация самих механизмов, то похожих на поющие чаши («Поле флуктуации»), то помещающих зрителя в какой-то диковинный лес (когда зал делят инсталляции «Плоды времени» и «Соноры»). Завораживает принцип работы художнической энергии: просчитать и состыковать мельчайшие детали, создать сложный, хитросплетенный механизм, чтобы получить как бы очищенный от всего лишнего лаконичный образ. Наверное, потому и точкой выставки сделан самый лаконичный объект: «Вся красота, вся мудрость – внутри тебя». 


Читайте также


 Выставка "С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года"

Выставка "С годом Кролика, Кот! 2023: В поисках символа года"

0
555
 Выставка  "ДК СССР"

Выставка "ДК СССР"

0
568
Пушкин, Пикассо и окраины Петербурга

Пушкин, Пикассо и окраины Петербурга

Сергей Трубачев

Библиофилы начали 2023 год с книжек, вышедших в 1723, 1823 и 1923 годах

0
303
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
326

Другие новости