0
7021
Газета Культура Печатная версия

13.02.2024 19:42:00

Рождение новой Шемаханской царицы

Героиней концертного исполнения оперы "Золотой петушок" стала Надежда Павлова

Тэги: пермский театр, римский корсаков, золотой петушок, концертное исполнение, надежда павлова, шемаханская царица


пермский театр, римский корсаков, золотой петушок, концертное исполнение, надежда павлова, шемаханская царица Второй акт завершился преждевременной, но заслуженной овацией: публика не отпускала любимицу. Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой театра

В Пермском театре оперы и балета прошло концертное исполнение оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Тем самым театр вносит свой вклад в празднование 180-летия одного из главных оперных композиторов России – не только по количеству, но и по содержанию. Кажется, наследие Римского-Корсакова еще ждет исследователя, который впишет имя композитора в мировой контекст.

Практика в этом смысле идет впереди: то и дело возникающие постановки опер композитора, нетривиальные, не заигрывающие с русским лубочным стилем или политической обстановкой. «Великий сказочник», как определяли место Римского-Корсакова на поле музыки XIX века, открывается как носитель тем, волнующих общество – не российское, но мировое, – сегодня, актуальных и завтра. Дмитрий Черняков, считавший своей миссией перевернуть отношение к операм Римского-Корсакова на Западе, достиг искомой цели: только что в берлинской Комише Опер «Золотого петушка» поставил Барри Коски, один из знаковых современных режиссеров. А Дмитрий Бертман несколько лет назад эту же оперу представил в Дюссельдорфе. Сейчас реплика этой постановки идет в «Геликон-опере», и это единственная возможность увидеть «Петушка» в Москве, если не считать оперы-балета в Музыкальном театре им. Сац, реконструирующем проект Сергея Дягилева.

Нельзя не назвать Валерия Гергиева, чье чутье и вкус определили Римского-Корсакова в ранг безусловных величин: именно Мариинка сегодня накопила самый большой багаж спектаклей, не говоря о частых концертных исполнениях опер Римского-Корсакова с лучшими солистами театра (и мира). Первые обменные гастроли с Большим посвящены именно ему, великому гуманисту.

«Золотого петушка» из всего наследия Римского-Корсакова в Перми выбрали не случайно. Велик соблазн вскрыть содержательный подтекст политической сатиры, которую приписывали этому опусу. Впрочем, как и его первоисточнику – сказке Пушкина. Но то лишь пласт, объем же куда сильнее, и это тоже чувствуется: не зря задумали не спектакль, но не предполагающее визуализации концертное исполнение, дабы дать слушателю простор для интерпретации. Автору этих строк в связи с «Золотым петушком» вспоминается документальный фильм о Борисе Покровском «Великий консерватор», где использовали последнее видеоинтервью режиссера. Звездочета наделял божественно-мистическими функциями, о Додоне сказал «это вся мерзость Руси» и резюмировал: «Страшнее произведения нет в русской литературе… Это только России может быть так страшно». Мудрец.

В смысле объема кульминационным для пермского исполнения оперы стал второй акт, который композитор целиком посвятил Шемаханской царице, заметно укрупнив пушкинскую героиню. Надежда Павлова, которую пермский зритель и встречает как царицу, в Шемаханской достигла потрясающего эффекта маняще-магических чар, чья мерцающая природа колебалась от плюса к минусу, очаровывала и затягивала в бездну. На ее стороне был хор, в чьем тоне присутствовали сдержанность и строгость, ближе к финалу – безнадежность. Исполнитель же роли Додона Валерий Гордеев – тембристый баритон с довольно неплохой техникой – отрабатывал скорее лежащую на поверхности буффонно-сатирическую повестку. В тон ему вторили сыновья, которых пели Анатолий Шлиман и Алексей Герасимов, а разбавляли атмосферу Александр Егоров (Полкан) и Лариса Келль (Амелфа), интонируя свои партии так, словно наблюдают степень безумия правителя. Антон Бочкарев сумел создать своего Звездочета – без иронии, попытавшись стать олицетворением роковой силы, к тому же без потерь взял верхние ноты в своей партии Звездочета. А в партии Золотого петушка выступила Ирина Байкова, каждый раз нагнетая, усиливая реплики – и, как известно, доведя Додона до печального финала.

Дирижировал оперой Федор Леднев, и его приглашение тоже можно назвать удачей кастинга. Пермский театр открыл маэстро как оперного дирижера и продолжает это сотрудничество, рискнув доверить Ледневу, специалисту по новой и новейшей музыке, партитуру композитора, который лишь перешагнул рубеж ХХ века. И хотя были небольшие помехи акустического характера, ощущение расползающегося звука, надо признать, что выбор дирижера попал в точку. Все же «Золотой петушок» закрывает оперную страницу XIX века и открывает потрясающий в своей многоликости, далекий от красоты в ее романтическом изводе мир оперы XX века. Отсюда – прямой путь к «Похождению повесы» Стравинского, которую Леднев уже в качестве дирижера-постановщика спектакля представит здесь же в конце сезона. 

Пермь–Москва


Другие новости