0
4426
Газета Культура Печатная версия

26.03.2024 18:44:00

Проклятие и закликание весны

На Транссибирском арт-фестивале дали концерт памяти жертв теракта в "Крокус Сити Холле"

Тэги: транссибирский арт фестиваль, концерт памяти жертв теракта, крокус сити холл


транссибирский арт фестиваль, концерт памяти жертв теракта, крокус сити холл Абдразаков исполнил только ту музыку, которая подчеркнула траур. Фото Александра Иванова предоставлено пресс-службой фестиваля

Выходные прошли в скорбной тишине: в субботу концертные площадки стали отменять мероприятия, а в воскресенье, 24 марта, в России объявили общенациональный траур по жертвам теракта. На XI Транссибирском арт-фестивале тоже взяли паузу и перенесли субботний сольный концерт Ильдара Абдразакова в Новосибирске на понедельник. Программу посвятили памяти жертв трагического события, а часть вырученных средств пообещали направить на помощь пострадавшим.

«Я думаю о том, что второй раз за время жизни фестиваля мы делаем концерт In memoriam, – говорит художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. – И это ужасно. Музыка – великая сила, и очень хочется, чтобы она объединяла нас в радости, но сегодня время скорби, и мы посвящаем наш концерт памяти безвинно погибших». Действительно, это не первый случай на Транссибе, когда страшные события меняют тон проведения фестивальных дней. Так случилось 25 марта 2018 года (и снова март, и снова 20-е числа!), когда пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» унес жизни 60 человек. Программу фестиваля в тот раз скорректировали: 26 марта Вадим Репин произнес на сцене слова соболезнования и вместе с пианистом Андреем Коробейниковым принял решение заменить светлую Вторую скрипичную сонату Прокофьева на трагическую Первую; 28 марта – в день траура – взамен джазовой программы прошел концерт In memoriam, в котором множество артистов, от Вероники Джиоевой до Томаса Квастхоффа, исполнили сочинения, сопряженные с религиозными и скорбными образами.

Нынешний вечер начался с минуты молчания, публика встала с мест, на экране Концертного зала им. Каца появилась свеча. Программа вновь претерпела изменения, но во втором отделении. В первом же в исполнении звездного дуэта баса Ильдара Абдразакова и пианистки Мзии Бахтуридзе прозвучал вокальный цикл Георгия Свиридова «Отчалившая Русь». Композитор мыслил сочинение как поэму в 12 песнях. Обратившись к стихотворениям Есенина и объединив их по смыслу, он придал новое измерение поэтическим образам: пейзажная лирика оказалась ступенью на пути к более сложным, символическим и, наконец, ключевым для цикла философским песням о России. В них она предстает то Русью отчалившей и плачущей – как выразился Свиридов, «Русью в ее космическом полете», то пространством, с которым связаны светлые надежды. Ильдар Абдразаков тонко выстроил и соотнес эмоциональные кульминации цикла и к последним торжественным гимническим песням «О верю, верю, счастье есть» и «О, Родина, счастливый и неисходный час» подошел с присущей ему страстностью интерпретации. Тем временем в сложнейшей фортепианной партии Мзии Бахтуридзе прозвучали, кажется, все возможные имитации обрядового и бытового колокольного звона, местами парадоксально напоминающие фрагменты из опусов американских композиторов-минималистов («Там, за млечными холмами»).

Вокальная лирика Рахманинова во втором отделении прозвучала не в том объеме, что был изначально заявлен в программе. Из 11 романсов осталось лишь шесть, уместных для концерта In memoriam. Это полные любовной тоски «Она, как полдень, хороша», «В молчаньи ночи тайной», «У врат обители святой», каватина Алеко из оперы «Алеко» и знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне». Однако программной удачей стало исполнение двух контрастных сочинений. Во-первых, опуса «Христос Воскрес» на текст Мережковского. В нем поэт обличает «опозоренного человека», что наполняет мир кровью и слезами, продолжая лицемерную песнь пред церковным алтарем. Во-вторых, радостного романса «Весенние воды». Последний Ильдар Абдразаков исполнил без намека на прекраснодушие, но с экспрессией призыва, закликания весны.

Но спасет ли весна мир «опозоренного человека»? Пока она принесла только горе, а спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Концерт прошел при усиленных мерах безопасности. По сообщению организаторов, на всех ближайших концертах XI Транссибирского арт-фестиваля предусмотрено дежурство наряда полиции, а также обследование объектов филармонии специалистом-кинологом. 

Новосибирск


Другие новости