0
4770
Газета День в истории Интернет-версия

16.10.2015 00:01:00

День в истории. 16-18 октября

Тэги: история, литератур, гюнтер грасс, кронштадт, живопись, арнольд бклин, театр, алиса коонен


Что чаще всего становится темой писательского дебюта? Конечно же, опыт детства и юношества. Так было и у немецкого писателя Гюнтера Грасса, родившегося 16 октября 1927 года и совсем недавно ушедшего. Но тут вот что самое важное: герой его первого романа «Жестяной барабан» (1959) – мальчик, который в Третьем рейхе отказывается расти, то есть врастать в систему. Такой протест. А одну свою статью Грасс озаглавил программно: «Быть совершеннолетним». Это кантовский мотив. Прав был Грасс в той статье или нет, но он свободен и ответственен. 	Фото Reuters
Что чаще всего становится темой писательского дебюта? Конечно же, опыт детства и юношества. Так было и у немецкого писателя Гюнтера Грасса, родившегося 16 октября 1927 года и совсем недавно ушедшего. Но тут вот что самое важное: герой его первого романа «Жестяной барабан» (1959) – мальчик, который в Третьем рейхе отказывается расти, то есть врастать в систему. Такой протест. А одну свою статью Грасс озаглавил программно: «Быть совершеннолетним». Это кантовский мотив. Прав был Грасс в той статье или нет, но он свободен и ответственен. Фото Reuters
18 октября 1723 года император Петр I заложил на острове Котлин близ Петербурга крепость Кронштадт (по-немецки «город короны») – базу Балтийского флота. Все понятно: строилась империя. Пройдут века, и матросы станут одной из главных ударных сил большевиков, название пьесы и фильма «Мы из Кронштадта» сделается риторическим. А уж что думали и писали о «матросне» Бунин и другие – особая тема. Если же заниматься честным историческим анализом и осмыслением, то не будет места ни имперской идеологии, ни коммунистической. Придется находить в Кронштадте и в военной машине закваску для тоталитаризма. 	Фото Владимира Захарина
18 октября 1723 года император Петр I заложил на острове Котлин близ Петербурга крепость Кронштадт (по-немецки «город короны») – базу Балтийского флота. Все понятно: строилась империя. Пройдут века, и матросы станут одной из главных ударных сил большевиков, название пьесы и фильма «Мы из Кронштадта» сделается риторическим. А уж что думали и писали о «матросне» Бунин и другие – особая тема. Если же заниматься честным историческим анализом и осмыслением, то не будет места ни имперской идеологии, ни коммунистической. Придется находить в Кронштадте и в военной машине закваску для тоталитаризма. Фото Владимира Захарина
Арнольд Бёклин, швейцарский живописец и график, родившийся 16 октября 1827 года (ум. 1901), был на заре эпохи модерна одним из самых смотримых художников, если можно так выразиться. Но мода – дело преходящее. А у Бёклина – вечные темы. Его знаменитый «Остров мертвых» – с лодочником, который, конечно же, Харон. Как там у Твардовского в цикле «Памяти матери»? «Перевозчик-водогребщик,/ Старичок седой,/ Перевези меня на ту сторону –/ Сторону домой». 		Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1883. Старая национальная галерея, Берлин
Арнольд Бёклин, швейцарский живописец и график, родившийся 16 октября 1827 года (ум. 1901), был на заре эпохи модерна одним из самых смотримых художников, если можно так выразиться. Но мода – дело преходящее. А у Бёклина – вечные темы. Его знаменитый «Остров мертвых» – с лодочником, который, конечно же, Харон. Как там у Твардовского в цикле «Памяти матери»? «Перевозчик-водогребщик,/ Старичок седой,/ Перевези меня на ту сторону –/ Сторону домой». Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1883. Старая национальная галерея, Берлин
От балтийских революционных матросов – к старой интеллигенции, то есть к их жертвам. В спектакле «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, автора «Мы из Кронштадта», играла актриса Алиса Коонен. Она родилась 17 октября 1889 года (ум. 1974), была женой и сподвижницей Александра Таирова – главы Камерного театра. И смотрела на мир своею оптикой – новой, но с иной новизной. Итог – опала, закрытие Камерного театра; камерность отрицалась, слово «камера» требовалось в другом значении. 		Алиса Коонен (слева) и София Халютина в «Синей птице» Мориса Метерлинка в МХТ. 1908
От балтийских революционных матросов – к старой интеллигенции, то есть к их жертвам. В спектакле «Оптимистическая трагедия» по пьесе Всеволода Вишневского, автора «Мы из Кронштадта», играла актриса Алиса Коонен. Она родилась 17 октября 1889 года (ум. 1974), была женой и сподвижницей Александра Таирова – главы Камерного театра. И смотрела на мир своею оптикой – новой, но с иной новизной. Итог – опала, закрытие Камерного театра; камерность отрицалась, слово «камера» требовалось в другом значении. Алиса Коонен (слева) и София Халютина в «Синей птице» Мориса Метерлинка в МХТ. 1908

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
894
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1057
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
843
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1008

Другие новости