0
10261
Газета Печатная версия

30.10.2017 00:01:00

Европейские "козлы отпущения"

ЕС подводит итоги управления миграционным кризисом и объявляет о новых инициативах

Тэги: ес, миграционный кризис, управление, правозащитники, турция, сделка

СТАТЬЯ ПРОДОЛЖАЕТ СЕРИЮ МАТЕРИАЛОВ, ПРИУРОЧЕННЫХ К 30-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ЕВРОПЫ РАН

ес, миграционный кризис, управление, правозащитники, турция, сделка Судно с беженцами из Африки достигло берегов Италии. Фото Reuters

По истечении двух лет, выделенных Советом ЕС на выполнение решения, принятого в сентябре 2015 года, о распределении между государствами-членами ищущих убежище из Греции и Италии, Комиссия ЕС (КЕС) ожидаемо назвала переселение «успешной историей», несмотря на резкую критику политиков и экспертов, неоднократно заявлявших о полном провале проекта. Начальное число – 120 тыс. претендентов на переселение – было скорректировано до 98 тыс. вследствие того, что миграционный поток в Грецию за это время значительно сократился, а прибывающие в Италию африканцы не имели оснований претендовать на статус беженца. Но даже вновь заявленная квота была реализована на треть – за два года государства-члены приняли по схеме КЕС 29 тыс. человек.

Совершенно иначе оценила результаты расселения Amnesty International. Правозащитная организация упрекнула государства ЕС за то, что они бросили на произвол судьбы тысячи мигрантов в Греции и Италии, и предупредила, что за невыполнение обязательств они могут так же, как и вышеградцы (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), понести наказание и даже предстать перед Судом ЕС. Последнее, впрочем, маловероятно – КЕС придется наказывать почти все страны ЕС во главе с Германией: лишь маленькая Мальта, дисциплинированная Финляндия, а также Ирландия почти полностью исчерпали свои квоты по приему беженцев.

Однако в новом пакете предложений, представленных месяц назад, КЕС решила переместить акцент с обязательных квот по приему беженцев из Италии и Греции на переселение претендентов на убежище из Северной Африки и стран Африканского Рога на добровольной основе и с финансовым поощрением. Страны – участницы новой схемы расселения получат почти 0,5 млрд евро за прием около 40 тыс. претендентов из Ливии, Нигера, Судана, Чада и Эфиопии. Таким образом КЕС надеется отчасти задобрить Италию, которая все еще страдает от наплыва мигрантов, и одновременно призывает страны ЕС переселять беженцев из Турции и Ближнего Востока, чтобы они не пускались самостоятельно в рискованное путешествие по Средиземному морю. Более того, ЕС даже поддерживает неординарный план Италии предоставить экономическую помощь торговцам людьми и контрабандистам в обмен на их отказ от нелегальной переправки мигрантов через море. Принимая во внимание, что миграционный поток несколько снизился и на центрально-средиземноморском направлении, КЕС поощряет действия Италии по подготовке ливийской береговой охраны.

Новая программа была одобрена большинством голосов государств-членов при ожидаемом сопротивлении стран Вышеградской группы, которые в очередной раз заявили, что не могут интегрировать мигрантов-мусульман. Смещение предпочтений в пользу добровольного расселения в то же время вовсе не означает, что КЕС оставила идею добиться от государств-членов выполнения своих обязательств по расселению беженцев в соответствии с квотами. Противостояние с вышеградцами продолжается, хотя резкие действия со стороны КЕС маловероятны, скорее она будет искать компромисса по миграционным вопросам.

КЕС также довольна результатами действия договоренности ЕС с Турцией, заключенной в марте 2016-го. Анкара в целом выполняет свои обязательства, несмотря на напряженность в отношениях с Брюсселем и периодические опасения, что сделка провалится. С тех пор, как она вступила в силу, миграционный поток на восточно-средиземноморском направлении сократился почти на 97%. С другой стороны, статистика показывает, что сделка оказалась малоэффективной по двум важным направлениям: не были осуществлены массовые возвращения из Греции в Турцию (вернулись менее 2 тыс. пытавшихся проникнуть в Европу), не удалось создать легальный безопасный канал транспортировки ищущих убежище (число переселенных на законной основе из турецких лагерей в страны ЕС не достигло 3 тыс.). И наконец, сделка все еще может быть расторгнута, если Турция решит все же настаивать на обещанном вознаграждении, помимо финансового. В этом случае Европу может ожидать еще один кризис беженцев.

Большие надежды в ЕС продолжают возлагать на Европейское пограничное агентство, которое направило 1,7 тыс. сотрудников на помощь национальным погранслужбам. Однако и здесь государства-члены не выполняют полностью своих обязательств по поставке оборудования и пополнению рядов европейского корпуса, о чем КЕС бесконечно приходится напоминать.

Недавно она объявила о готовности к обсуждению очередной шенгенской реформы, хотя еще год назад отказывалась признавать такое развитие событий. Несколько стран во главе с Францией и Германией уже давно настаивали на проведении подобной реформы и в преддверии окончания разрешенного срока восстановления погранконтроля на некоторых участках внутренних границ вновь призвали внести поправки в Шенгенский кодекс о границах, которые бы позволили государствам-членам закрыть границу при возникновении угрозы безопасности. КЕС ничего не остается делать, кроме как ответить на призыв, так как все возможности продления контроля будут исчерпаны к середине ноября, а рост терроризма в Европе не позволяет продолжать жить безмятежно, как это было до начала миграционного кризиса.

Однако при этом в своей речи о положении дел в Евросоюзе председатель КЕС Жан-Клод Юнкер призвал Совет ЕС принять решение о допущении «без дальнейших проволочек» в Шенген Румынию и Болгарию, которым уже давно отказывали из-за их неготовности эффективно охранять границу. Предложение КЕС совсем некстати совпало с появлением первых признаков поиска контрабандистами альтернативных путей проникновения в Европу из Средиземного моря через Черное в Румынию.

Хотя пик миграционного кризиса в Евросоюзе был пройден, хаос неуправляемых потоков, а также стремление мигрантов выбрать всего несколько стран конечным пунктом своего путешествия разрушили солидарность государств-членов и их традиционный либеральный подход к предоставлению убежища. Ни одна из стран ЕС не может урегулировать миграционный кризис в одиночку, хотя они используют возможность защититься от угроз безопасности, восстановив контроль на границах.

Миграционный кризис в Евросоюзе выявил дефицит готовности государств-членов справедливо разделить бремя ответственности за происходящее. По существу, нежелание государств-членов выполнять в полном объеме решение Совета о расселении претендентов на убежище, которое они поддержали квалифицированным большинством, наносит серьезный удар по поддержанию правопорядка и верховенства права ЕС.

Евросоюз пытается решить проблему несколькими способами, главным из которых представляется ее «экстернализация», которая на первый взгляд выглядит привлекательной, но вызывает еще больше вопросов относительно легитимности такого решения и его совместимости с международными стандартами, не говоря уже о возможном негативном эффекте для международных отношений.

Вдохновленные результатом сделки с Турцией, лидеры ЕС обсуждают перспективы аналогичных договоренностей с североафриканскими странами, которые, однако, осложняются двумя препятствиями. Во-первых, стремление и возможности потенциальных партнеров сотрудничать по сдерживанию миграционных потоков далеко не очевидны. Во-вторых, институты ЕС ограничены в своем намерении не пускать желающих попасть в Европу обязательствами соблюдать международное право по предоставлению убежища.

С другой стороны, население стран ЕС, вынужденных принимать все больше претендентов на убежище в результате несогласованности действий европейских и национальных властей, находит методы урегулирования кризиса несправедливыми, что создает благодатную почву для роста популизма, экстремизма и авторитета евроскептиков. Казалось бы, чрезвычайная ситуация должна была заставить государства-члены осознать необходимость усиления наднационального компонента политики убежища и миграции, как того добивается КЕС. Вместо этого они ответили восстановлением пограничного контроля по всему маршруту следования потенциальных беженцев, что привело к появлению козла отпущения в лице Греции, а также Италии, на которую приходится главный приток мигрантов после блокировки «балканского пути». Институты ЕС, в свою очередь, требуют соблюдения принципов Дублинской системы предоставления убежища, что напоминает путешествие по замкнутому кругу. Таким образом, миграционный кризис выявил в ЕС целый ряд внутренних проблем политического, институционального и социального характера, которые предстоит решать как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе.   



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1630
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1843
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
4116
Поздравление

Поздравление

0
846

Другие новости

Загрузка...