0
971
Газета Экономика Интернет-версия

22.08.2000 00:00:00

Коллегия дает зеленый свет

Тэги: МПС, реформа, Греф, Касьянов


НА ПРОШЛОЙ неделе министр путей сообщения Николай Аксененко на расширенной коллегии МПС представил концепцию реформирования железнодорожной отрасли.

Напомним, что идея реформирования МПС витала в соответствующих кругах с 1991 года. Главная идея реформы заключается в разделении монополии на естественно-монопольный и конкурентный сектора, а также передаче хозяйствующим субъектам социальной сферы и закреплении за МПС государственного регулирования тарифов.

Коллегия поддержала министра. Довольно одобрительно по поводу концепции высказался лидер фракции СПС в Госдуме Борис Немцов. По его мнению, концепция реформирования МПС может стать эталоном для реорганизации других монопольных компаний. Он также предложил руководству РАО "ЕЭС России", активно проводящему политику реорганизации в последнее время, - инициатору августовского скандала со "злостными" неплательщиками, равняться на Министерство путей сообщения. По его словам, концепция, работа над которой началась еще в 1997 году, на сегодняшний день "является самой проработанной". Борис Немцов также подчеркнул, что главная цель реформы МПС - "создание конкурентной среды на железнодорожном транспорте", что позволит потребителю пользоваться услугами разных компаний-операторов. Лидер СПС пообещал, что возглавляемая им фракция поддержит пакет законопроектов, связанных с реформированием МПС.

По проекту концепции компания РЖД имеет двухуровневую структуру управления: собрание акционеров, роль которого выполняет государство в лице правительства России, и исполнительный орган - правление.

Документ, разработанный МПС, закрепляет за 17 железными дорогами России статус филиалов РЖД и не предусматривает возможности их акционирования. Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов предложил на базе этих дорог не только создать акционерные общества, но и образовать холдинг, в котором политика будет определяться головной компанией.

Проект предусматривает, что реформа должна пройти в три этапа. На первом этапе (2000-2001 годы), по версии МПС, происходит формирование необходимой законодательной и нормативно-правовой базы. Создается компания по грузоперевозкам, владеющая контейнерами и специализированными вагонами.

На втором этапе реформирования (2002-2004 годы) происходит реальное разделение функций государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте, совершенствование структуры РЖД. На отдельные балансы из РЖД выводится инфраструктура железнодорожного транспорта и грузового комплекса. Предусматривается создание Федеральной дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании, которая после решения вопроса о государственных дотациях, направляемых на компенсацию убытков от пассажирских перевозок, выделяется из РЖД в виде дочернего открытого акционерного общества.

Также планируется введение двухставочного тарифа, одна часть которого соответствует оплате услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта, другая - оплате услуг грузовых и пассажирских компаний-перевозчиков, владеющих вагонами. Соответственно разделяются финансовые потоки. В РЖД на правах дочерних акционерных обществ создаются операторские грузовые компании, а с целью получения инвестиционных ресурсов рассматривается возможность продажи части их акций.

Вся транспортная инфраструктура - железнодорожные пути, станции и многочисленные системы - выводится на отдельный баланс структур РЖД, но при этом не подлежит приватизации.

На третьем этапе (2005 год и далее) предусматривается частичная продажа пакетов акций дочерних компаний и других "дочек" при сохранении 100% акций головной компании РЖД за государством. В результате пассажирские и операторские грузовые компании-перевозчики, выделившиеся из РЖД или созданные отдельно, постепенно формируют конкурентный сектор в отрасли. Таковы вкратце основные цели структурной реформы МПС.

Но, по мнению представителей заинтересованных ведомств, "для представления проекта концепции правительству явно недостаточно, что план первоочередных мероприятий на ближайшие годы состоит лишь из четырех пунктов, а механизмы следующих этапов реформы с 2002 до 2005 г. и далее вообще не прописаны". Еще одним аргументом в критике в адрес МПС стало предположение, что реформа может привести к снижению налоговых поступлений в регионах, так как расчеты с железнодорожниками будут консолидироваться в бюджете РЖД.

Вряд ли подобные замечания пришлись по душе руководству МПС, тем не менее Николай Аксененко пообещал доработать, в общем-то, фактически одобренную на коллегии концепцию, возобновив деятельность группы, работавшей над проектом, введя при этом в ее состав представителей других ведомств. Кстати, накануне готовый проект был представлен Герману Грефу и подкорректирован с учетом его замечаний. По мнению замминистра имущественных отношений Владимира Мамигонова и Андрея Шаронова, в целом проект заслуживает поддержки. Андрей Шаронов считает необходимым соблюсти большую преемственность концепций 1998 и 2000 гг., исходя из того, что одной из целей последней является снижение издержек и демонополизация железнодорожной отрасли. По словам Владимира Мамигонова, позитивным в реформе МПС является разделение функций хозяйственного управления и государственного регулирования, прекращение перекрестного субсидирования, а также реструктуризация отрасли.

Николай Аксененко убежден, что реформирование МПС должно обеспечить возможность развития отрасли, ее высокоэффективную работу, направленную на сокращение расходов путем внедрения новейших технологий и современной техники. Концепция, по его мнению, должна стать залогом социальной защищенности работников железных дорог. Как подчеркнул министр, в концепции должны быть зафиксированы определенные показатели, а именно: уровень зарплаты, уровень производительности и социальной защищенности работников, а также специальная программа занятости высвобождающихся в связи со структурной перестройкой МПС работников.

Как заявил Николай Аксененко, в течение недели по итогам обсуждения на коллегии в концепцию будут внесены необходимые дополнения, после чего она поступит в правительство. Рассмотрение ее состоится, вероятно, во второй половине сентября.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2122
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4836
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2650
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3051

Другие новости