0
922
Газета Экономика Интернет-версия

07.12.2001 00:00:00

Депутаты обманули Геращенко

Тэги: геращенко, цб


Несмотря на недавнее заявление Виктора Геращенко о том, что скорее всего уже в сентябре будущего года он оставит свой пост и выйдет на пенсию, его активная деятельность в последнее время лишний раз заставляет задуматься о том, что глава ЦБ лишь избрал новую тактику, дабы несколько усыпить бдительность оппонентов в борьбе за независимость своего ведомства. Вчера глава Банка России Виктор Геращенко обратился с просьбой к председателю Госдумы Геннадию Селезневу поддержать позицию ЦБ о необходимости возврата проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к процедуре первого чтения.

Представить Геращенко в роли почетного пенсионера сложно, тем более что глава ЦБ совсем недавно одержал две довольно важные победы. Одна из них абсолютно ясная - правительство одобрило основную концепцию реформирования банковской системы, подготовленную именно в ЦБ. Вторая победа главы Центробанка сначала воспринималась не так однозначно. Напомним, что во время визита в Россию директора-распорядителя МВФ Хорста Келлера президент Владимир Путин сделал заявление, что Центробанк готов досрочно погасить долги Фонду. Речь шла о займах 1998 года, часть которых была передана Минфину. Слова президента многими были восприняты как демонстрация зависимости Банка России от кремлевской администрации. Практически все эксперты заговорили о том, что ЦБ теряет независимость и лишь Геращенко "потирал руки", зная, что избавился от надоедливого наблюдателя. Как рассказали "НГ" источники в Кремле, такими досрочными выплатами, инициированными все-таки Центробанком, Геращенко удалось "отвадить" от своего ведомства Фонд, руководителей которого слишком сильно волновал статус Банка России и его роль в готовящейся реформе кредитных учреждений. Давление МВФ как кредитора было довольно существенным, и выплатив досрочно долги, Геращенко лишил Фонд основного рычага воздействия на свое ведомство.

Однако до спокойной жизни ему, видимо, далеко, ведь депутаты готовили главе Банка России очередной подарок - закон о ЦБ. Очевидно, что два проекта закона, подготовленные ЦБ и Госдумой, кардинально отличаются друг от друга. По мнению Геращенко, депутатский вариант просто противоречит Конституции: "Законопроект прямо подрывает важнейшие основы деятельности Банка России и принцип его независимости, установленные Конституцией Российской Федерации".

Напомним, что 28 ноября 2001 года на совместном заседании банковский и бюджетный комитеты Госдумы одобрили подготовленный рабочей группой вариант законопроекта ко второму чтению. Уже тогда ЦБ РФ предложил вернуться к первому чтению, обратив внимание депутатов на то, что подготовленные поправки выходят за рамки перечня подлежащих доработке вопросов, утвержденного Госдумой, и коренным образом изменяют концепцию законопроекта.

В качестве иллюстрации этого тезиса приведены следующие цифры: из 95 статей действующего закона о Банке России принятый в первом чтении законопроект предполагал исключение одной и изменение 19 статей. А рабочая группа, мягко говоря, "перевыполнила план": депутаты решили исключить две статьи и изменить 43, "большинство из которых носят ключевой характер".

В результате, полагают в ЦБ РФ, предложенные поправки фактически меняют всю концепцию законопроекта, одобренного в первом чтении. Ведь постановление Госдумы от 5 июля 2000 года # 532-III ГД предписывало комитетам более детально проработать лишь пять вопросов: механизм подотчетности ЦБ РФ Госдуме, параметры основных направлений денежно-кредитной политики, цели и порядок управления находящейся в распоряжении ЦБ федеральной собственностью, порядок перечисления в бюджет прибыли и доходов от не основной деятельности, а также вопрос взаимоотношения ЦБ с государственными органами, в том числе со Счетной палатой, МНС и Минюстом РФ.

Согласно новой редакции, Банк России приобретает статус федерального органа государственной власти, действующего независимо от других властных структур. ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом и золотовалютными резервами Банка России и не отвечает по обязательствам государства, если он не принял на себя таковых.

В части выхода Банка России из капитала кредитных организаций зафиксировано, что из капитала Сбербанка ЦБ РФ должен выйти не ранее года после принятия системы гарантирования вкладов, из капитала Внешторгбанка - до 1 января 2005 года. При этом любое уменьшение доли ЦБ должно осуществляться лишь на основании специальных федеральных законов. Из капитала российских загранбанков ЦБ должен выйти в порядке и в сроки, согласованные с правительством.

Кроме того, законопроект усиливает статус Национального банковского совета, который становится коллегиальным органом, рассматривающим смету и годовой отчет Банка России, а также принимающим решения по выбору аудитора ЦБ. По мнению депутатов, в настоящее время НБС выполняет декоративную роль и слишком зависим от председателя ЦБ. Учитывая все атаки, которые уже приходится и еще придется отбить Виктору Геращенко, о пенсии и спокойном времени ему придется забыть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
401
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1735
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2102
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1725

Другие новости