0
1171
Газета Экономика Интернет-версия

23.01.2002 00:00:00

Черные дыры налоговой системы

Тэги: налог, бюджет, пробел


Налоговые поступления в бюджет в прошлом году увеличились в полтора раза по сравнению с 2000 годом - этим радостным сообщением поделилось недавно с общественностью Министерство по налогам и сборам. Помимо ужесточения порядка взимания налогов, свою роль в этом достижении сыграла либерализация налоговых ставок. Ведь главной задачей проводимых реформ в сфере налогообложения был и остается рост налоговых поступлений в бюджет, чего государство собирается достичь, создав благоприятные условия для выхода бизнеса из тени. В этом году правительство готово понизить ставку одного из самых собираемых налогов - налога на добавленную стоимость и упорядочить взимание платежей с малого бизнеса и участников соглашений о разделе продукции, приняв новые главы Налогового кодекса.

Между тем в российском налоговом законодательстве остаются серьезные пробелы, в результате которых теряет деньги государственный бюджет и возникают условия, мешающие развитию бизнеса. Так по крайней мере считают эксперты Института экономики РАН, подготовившие совместно со своими коллегами из Канады аналитический доклад о состоянии налоговой системы в нашей стране.

Любопытно, что, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, многие одобренные в прошлом году механизмы налогообложения могут быть вновь пересмотрены. Это прежде всего касается налога на прибыль, система взимания которого была либерализована в прошлом году. Напомним, что с первого января этого года предприятия и организации платят в виде налога не 35, как это было раньше, а 24% своей прибыли. Однако вместе с понижением ставки одного из основных налогов были отменены все льготы, в том числе и инвестиционные, что вызвало недовольство многих бизнесменов, обоснованно заявивших о том, что это мешает развитию предприятий. Инвестиционная льгота, которая существовала раньше, позволяла выводить из-под налогообложения до 50% прибыли, направляемой на модернизацию производственных мощностей. Как считают в Министерстве по налогам и сборам, эта льгота использовалась не только для инвестиционной деятельности, но и для уклонения от уплаты налогов. Согласно данным МНС, только из-за существования этой нормы бюджет ежегодно терял более 100 млрд. руб. Впрочем, бизнес все равно нарушает закон: как говорят сами предприниматели, они вынуждены любыми путями уводить из-под налогообложения средства, которые они хотели бы направить на развитие производства. Спорить тут действительно есть о чем: по данным за 2000 год, инвестиции в основной капитал составили 1013 млрд. руб.

Как будет решаться эта проблема, пока непонятно. В Минфине не заинтересованы в снижении поступлений в бюджет, которое неизбежно произойдет в результате восстановления инвестиционных льгот. Что касается депутатов, то, по словам зампреда комитета по бюджету и налогам Ашота Егиазаряна, снижение ставки до 24% вполне сможет компенсировать полную отмену льгот. Тем более нецелесообразно, считает депутат, вести речь о том, чтобы, например, сохранить эту льготу для какой-то отдельной категории предпринимателей. В то же время и бизнес, и ученые уверены - отмена инвестиционных льгот, хотя и расширяет базу налогообложения, грозит "отходом от налогового механизма стимулирования и регулирования инвестиционной деятельности", а значит, препятствует развитию бизнеса в стране.

Ученые не согласны и с механизмом взимания платежей за пользование природными ресурсами. Казалось бы, введенный в прошлом году вместо существовавших ранее акциза на нефть, роялти и отчислений на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) единый налог на добычу полезных ископаемых удовлетворил и государство, и добывающие компании. Однако ученые считают, что можно создать более эффективный механизм взимания платежей за пользование природными ресурсами, разработав нормативы отдельно для каждого месторождения. В этом случае создаются условия для более полного извлечения сырья, что увеличит поступления в государственный бюджет. Даже при благоприятной конъюнктурной ситуации государство в виде налогов и таможенных пошлин, по разным оценкам, получило в 2000 году от продажи одного барреля нефти только половину мировой цены, тогда как в европейских странах эта доля достигает 70%. По мнению ученых, введение указанных механизмов позволит создать условия для снижения ставки НДС на 5% (напомним, что сейчас обсуждается ее снижение на 3-4%). Однако и в правительстве, и в Думе считают введение такого механизма платы за пользование природными ресурсами проектом не самого близкого будущего. Депутаты, в целом соглашаясь с предложениями ученых, считают, что финансовых возможностей проведения оценки каждого месторождения пока нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
1241
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
937
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
1431
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
778