0
905
Газета Экономика Интернет-версия

15.08.2003 00:00:00

Льгот и частных перевозчиков нужно меньше

Тэги: минтранс, транспорт, яковлев


На следующей неделе вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев, министр транспорта РФ Сергей Франк и глава Службы автомобильного и городского пассажирского транспорта (Росавтотранс) Александр Колик должны обсуждать проблемы пассажирских перевозок. Первоначально заседание планировалось на вчерашний день, однако из-за затянувшегося заседания правительства его решили перенести.

Корреспонденту "НГ" удалось получить в Росавтотрансе материалы к встрече транспортников с вице-премьером. Как свидетельствуют документы, ситуация с общественным транспортом в стране близка к катастрофической. Обновление автобусного, троллейбусного и трамвайного парка составляет только 40% от необходимого уровня. Тысячи маршрутов закрылись, а износ основных фондов на сегодняшний день достиг 60%. Суммарный объем отложенных инвестиций на пассажирском транспорте оценивается в 220 млрд. руб., а среднегодовой объем капиталовложений из всех источников финансирования составляет чуть более 8 млрд. руб. По мнению руководства Минтранса, чтобы просто стабилизировать положение с общественным транспортом к 2010 году, вкладывать в него необходимо в пять раз больше.

При этом сегодняшние коммерческие перевозчики, доля которых в общем объеме перевозок составляет 20%, по мнению чиновников, приносят больше неприятностей, чем пользы. Из-за того, что работают "частники" без всякого контроля, возникла, как считают в Росавтотрансе, избыточная конкуренция, снижающая рентабельность работы всех перевозчиков - и муниципальных, и частных.

Минтранс считает, что государство должно взять на себя поддержку тех субъектов Федерации и городов, которые реально реформируют общественный транспорт. Министерство разработало Общероссийскую открытую программу содействия реформам пассажирского транспорта, в которую заложило принцип "поддержки в обмен на реформы". Это означает, например, что государство будет возмещать перевозчикам часть затрат на приобретение подвижного состава - при условии, что в данном городе их деятельность регулируется современными экономическими методами. В 2003 году на эту открытую программу было затрачено всего 7 млн. руб., на 2004 год Минтранс предложил заложить в бюджет 79 млн., однако одобрения не встретил.

Отдельная проблема - льготники. Более 46 млн. граждан России имеют право на бесплатный проезд, и денег на всех, естественно, не хватает: в 2002 году дотации из федерального и муниципальных бюджетов покрыли только 80% необходимой суммы. Льготники делают общественный транспорт непривлекательным для крупных частных инвестиций. Именно поэтому Минтранс настаивает на адресной системе дотаций и принятии закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте, предоставляемых по профессиональной принадлежности", который осел в аппарате правительства. Правда, если сейчас "льготных" категорий 64, то в новом законопроекте предусмотрены денежные компенсации всего лишь 14 категориям. Зато принятие этого закона позволило бы транспортным предприятиям получать дополнительно 6-8 млрд. рублей в год. В принципе Минтранс согласен и на постепенное введение закона в действие.

В целом Минтранс намерен упорядочить ситуацию в транспортной сфере и усилить в ней влияние местных властей путем организации конкурсов перевозчиков (сейчас нет никаких ограничений на участие фирм в пассажирских перевозках). Планируется, что победители конкурса будут получать право на заключение долгосрочных договоров, которые могут даже включать в себя гарантии по бюджетному финансированию. А это, в свою очередь, позволит развить систему обновления подвижного состава по кредитным и лизинговым схемам. Чтобы такие конкурсы не противоречили российскому антимонопольному законодательству, в Минтрансе разработали законопроект "Об основах государственного регулирования городского пассажирского общественного транспорта".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
980
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
746
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
782
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
906

Другие новости