0
1343
Газета Экономика Интернет-версия

30.01.2004 00:00:00

Между Приморском и Мурманском

Юрий Александров

Об авторе: Юрий Александров - доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Тэги: нефть, трубопроводы, проекты, государство


С учетом ожидаемого дальнейшего увеличения экспорта нефти из России принципиальное значение приобретает вопрос о развитии нефтетранспортной инфраструктуры в ближайшей и отдаленной перспективе. Проблема наращивания экспортных мощностей уже не сводится к гонке на опережение между «Транснефтью» и нефтяными компаниями. На первый план выходят стратегические решения.

Сегодня определились три стратегических направления. Прежде всего это уже существующая и продолжающая развиваться Балтийская трубопроводная система (БТС), предлагаемая несколькими крупнейшими российскими нефтяными компаниями Мурманская трубопроводная система (МТС) и проект трансконтинентального нефтепровода в восточной части страны (Ангарск–Находка с ответвлением на Дацин).

Единственный стратегический проект, в отношении которого все очевидно, – это БТС. Через два года ее мощность должна возрасти до 62 млн. тонн нефти в год. Известно, откуда возьмется эта нефть и для кого она будет предназначаться, просчитаны даже тарифы на ее прокачку. Единственное препятствие – протесты экологов стран Балтии и некоторых стран Северной Европы – может быть устранено без принципиальных затруднений.

Близка к завершению (II квартал 2004 г.) первая очередь строительства экспортного нефтепродуктового терминала компании «ЛУКОЙЛ» в Высоцке. Проекты развития нефтеэкспортных комплексов имеют компании «Сургутнефтегаз» и ТНК-BP. Куда сложнее обстоит дело с другими планируемыми нефтепроводами стратегического назначения.

Инициаторы проекта Мурманской трубопроводной системы – нефтяные компании ЮКОС, «Сибнефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и ТНК, цель – организация регулярного экспорта крупных объемов российской нефти в страны Северной Европы и США. Но до сих пор проект существует только в виде декларации о намерениях его инициаторов, не определены ни начальный пункт нефтепровода, ни его маршрут. К тому же частные компании – и это хорошо иллюстрирует проект «ЛУКОЙЛа» по сооружению терминала в Высоцке – строят долго, со значительными технологическими проблемами. Неудивительно, что МТС не включена в число приоритетных проектов Энергетической стратегии РФ.

Президент и правительство твердо заявили позицию: все магистральные нефтепроводы должны принадлежать государству в лице «Транснефти». Уже это может сделать МТС «бумажной трубой». Но есть и другие непроясненные моменты.

Мурманск – единственный на российском европейском Севере и Северо-Западе незамерзающий морской порт, способный принимать танкеры дедвейтом (водоизмещением) до 350 тыс. тонн, в то время как правила прохождения проливов ограничивают его 145 тыс. тонн на Черном море и 110 тыс. тонн на Балтике.

Успех всего замысла во многом упирается в проблему освоения новых месторождений в тяжелых условиях российского европейского Севера и арктических морей. В отношении американского рынка неясностей еще больше. Так, по мнению Вагита Алекперова, объем экспорта российской нефти в Америку можно довести к 2010 г. до 50 млн. тонн в год. Идея импорта российской нефти находит поддержку и в США после событий 11 сентября 2001 г.

Возможно, не следует принимать полностью всерьез попытки Норвегии и некоторых других скандинавских стран воспрепятствовать наращиванию экспорта российской нефти с Кольского полуострова, ссылаясь на угрозу экологии региона. Но даже это потребует ответных мер, включая необходимость располагать танкерами с двойным корпусом, которые считаются безопасными с точки зрения охраны окружающей среды и которыми, как известно, наша страна не располагает.

Проблема танкеров, кстати говоря, имеет и еще одну сторону. Неизвестно, найдутся ли их свободные емкости для транспортировки российской нефти в США в самой Америке или за ее пределами. Ведь речь идет о крупнейших судах водоизмещением от 300 тыс. тонн и более, которые в мире наперечет. Пока практически не разрешен вопрос о соответствии качества российской нефти возможностям НПЗ на восточном побережье США, а единственный американский порт, способный принимать танкеры дедвейтом свыше 300 тыс. тонн, работает с другими поставщиками на долгосрочной основе. Неясно, смогут ли другие американские терминалы принимать российские суда с меньшим водоизмещением.

Пока очевидно: стратегические замыслы как российского правительства, так и нефтяных компаний в области нефтяного экспорта еще не перешли из состояния желательного в состояние практически возможного.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
1187
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
1156
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
1226
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
1104