Александр Соколов испытал на себе незавидную роль, которая отводилась Михаилу Зурабову. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Глава правительства Виктор Зубков продолжает демонстрировать жесткую манеру руководства и нежелание придерживаться кабинетного стиля работы. На заседании правительства 27 сентября энергия премьера была аккумулирована на решении социальных и экономических проблем Пензенской области, где Зубков побывал днем ранее, а также на перераспределении формальных и неформальных ролей в его кабинете министров.
Открывая заседание правительства, Виктор Зубков демонстрировал не только здоровый цвет лица – прямое следствие пребывания на свежем воздухе в ходе поездки в Пензенскую область, но и в целом позитивный настрой.
Регион, жители которого первыми увидели в деле нового премьера, ему в целом понравился. Своих симпатий глава правительства к губернатору Василию Бочкареву не скрывал: за успехи – благодарил, за недоработки – журил, но мягко, почти по-отечески. И региональному руководителю не оставалось ничего другого, как во всем соглашаться с премьером. Потребовал тот повысить зарплаты работникам дошкольных учреждений и пенсии – пожалуйста, вот завтра соберемся и решим вопрос. Призвал не ограничиваться одним скотоводческим комплексом, а построить их в каждом районе, и губернатор с готовностью взял под козырек – исполним.
Правда, за кадром остался принципиальный вопрос о деньгах. Действительно, едва ли реально, руководствуясь благими экспромтами премьера, в конце финансового года изыскать дополнительные средства на повышение зарплат воспитательницам детсадов в дотационном областном бюджете и пенсий. То же самое можно сказать о строительстве «сверхплановых» коровников, на что тоже требуются значительные деньги. Очевидно, что губернатор пойдет на поклон в Минфин, Минрегионразвития, Минздравсоцразвития и Минсельхоз, у которых тоже нет свободных средств.
Зубкова, похоже, это не смущает. Он настроен усилить региональный акцент в работе правительства, объявив о решении постоянно брать с собой в поездки по субъектам Федерации министров. «Помимо отраслевых министров, в этих поездках обязательно будут работать министры, которые, по сути, определяют региональную политику», – заявил он. Был назван потенциальный состав правительственных десантов – глава Минрегионразвития Дмитрий Козак, глава МЭРТа Эльвира Набиуллина и глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Список из трех фамилий премьер почему-то назвал «четырехугольником», который будет сопровождать его в командировках по стране постоянно.
Министр культуры Александр Соколов в этом списке упомянут не был, но его фамилия не раз звучала на заседании, причем в негативном плане. Не исключено, что ему в новом правительстве отведена неформальная роль «козла отпущения» наподобие той, что в кабинете Михаила Фрадкова играл постоянно всеми ругаемый ныне экс-глава Минздравсоцразвития Михаил Зурабов. Сначала посреди доклада пензенского губернатора послышался шепот Зубкова, забывшего отключить микрофон: «А где Соколов?» Министр отсутствовал. Чуть позже стало ясно, зачем он понадобился премьеру, – чтобы дать ему нагоняй за то, что обходит вниманием Пензенскую область. Губернатор защищал Соколова, припомнив, что тот все-таки наведался в Пензу, подарившую России множество известных писателей, поэтов, историков, года три назад, но тщетно. Было видно, что премьер для себя выводы уже сделал, и Соколов, который, по общепринятому мнению, чудом сохранил свой портфель в новом правительстве, заработал первый «неуд».