На вчерашней встрече с членами правительства президент потребовал отчета от МЭРТа и Минфина о том, почему инфляция вышла из-под контроля. Доклады министров явно не удовлетворили главу государства. Явиться в Кремль для прояснения ситуации назначено премьеру, министрам финансово-экономического блока и главе ЦБ.
Глава МЭРТа Эльвира Набиуллина, дебютировавшая вчера в Кремле на традиционных встречах президента с членами правительства, перед началом совещания выглядела как первокурсница, использующая последнюю возможность для подготовки к экзаменам. Она первая заняла место за столом и старательно штудировала принесенные с собой бумаги, что-то отмечая в них карандашом, совершенно не обращая внимания на появившихся позже коллег-министров. Все заметили, что глава Минрегионразвития Дмитрий Козак сел слева от Набиуллиной, что приблизило его к креслу, занимаемому президентом. Между тем Герман Греф всегда садился ближе к президенту, чем Владимир Яковлев. Новая рассадка наглядно показала, какое из ведомств котируется выше согласно откорректированной «табели о министерских рангах».
В новом раскладе МЭРТ лишился большинства функций и полномочий в пользу Минрегионразвития, сохранив за собой неблагодарную обязанность составлять прогнозы социально-экономического развития. Выступая вчера с докладом перед Владимиром Путиным, Набиуллина не могла ничем порадовать присутствующих. «Инфляция в сентябре превысила ожидаемый показатель и составила 0,8%. В целом за январь–сентябрь инфляция составила 7,5%, что выше уровня прошлого года – 7,2%. Это, к сожалению, означает, что по итогам года мы выйдем за целевой показатель 8%», – констатировала министр.
Основной причиной для такого скачка цен в сентябре стало резкое повышение цен на мировых рынках на сельхозпродукцию. В частности, существенный эффект оказало снижение субсидий, а по ряду продукции – отмена экспортных субсидий в странах Евросоюза. «Это привело к большому скачку цен и отразилось, к сожалению, на нашей экономике», – пожаловалась Набиуллина. Еще один негативный фактор – высокие темпы роста денежного предложения, что связано с притоком капитала и ростом золотовалютных резервов.
Глава МЭРТа предложила рецепт обуздания инфляции. «Для сдерживания роста цен правительство планирует принять ряд мер как в части внешнеторгового регулирования, так и в части борьбы с локальными монополиями на региональных рынках», – пояснила Набиуллина. С этой целью планируется стимулировать развитие отечественного сельхозпроизводства. В правительство внесен проект постановления по повышению экспортных пошлин на пшеницу и ячмень. На очереди пошлины на молоко и молочные продукты. Имела ли она в виду импортные пошлины на молоко и молочные продукты или что-то еще, министр не пояснила. Впрочем, президенту и министрам хватило простого упоминания об этих пошлинах и слов Набиуллиной о том, «что это даст определенный эффект и позволит сдержать рост цен на внутреннем рынке».
В свою очередь, премьер Виктор Зубков отрапортовал о готовности немедленно выступить на защиту внутреннего продовольственного рынка. «Я сегодня проведу совещание. По сути, готовы поручения всем министерствам и ведомствам. Я думаю, вся работа начнется прямо с сегодняшнего дня», – сказал он. «Не затягивайте, я вас прошу», – настоятельно попросил Путин.
Следующим выступал министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. Он отчитался о ситуации на финансовых рынках. По словам Кудрина, кризис банковской ликвидности, потрясший США и Европу, российской экономике не угрожает. «Сегодня достаточно наличности для проведения нормальной работы банков. Мы с ЦБ продолжаем мониторить ситуацию, и у нас нет сомнения, что ситуация будет стабильной. Последние дни ставка межбанковского кредитования, которая показывает состояние ликвидности на рынке, снизилась до 6%. Сегодня достаточно наличности для проведения нормальной работы банков», – очень уверенно отрапортовал Кудрин.
Однако президента он так и не убедил в полном финансовом благополучии. Глава государства потребовал обсудить этот вопрос отдельно, пригласив на совещание премьера, руководителей Минфина, МЭРТа, ЦБ и начальника экспертного управления администрации президента Аркадия Дворковича, который не разделяет оценок главой Минфина процессов, происходящих на финансовых рынках.