0
2030
Газета Экономика Интернет-версия

30.01.2008 00:00:00

Не звоните с мобильного

Тэги: мобильный, сотовый, связь, телефон


Недавно созданному Следственному комитету при Генпрокуратуре РФ, который возглавил давний знакомый Владимира Путина Александр Бастрыкин, постоянно добавляют полномочия. Сенатор из республики Коми Евгений Трофимов предложил принять поправку в УПК, позволящую следователям иметь беспрепятственный доступ к базам операторов мобильной связи.

Интересно, что необходимость таких законодательных изменений объясняется насущной потребностью правоохранителей: «Существует проблема получения информации о входящих и исходящих сигналах соединений телефонов – получение сведений о дате, времени, продолжительности и номерах телефонов, регистрационных и учетных данных абонентов, участвовавших в соединении, при расследовании уголовных дел (к примеру, при расследовании уголовных дел о кражах сотовых телефонов)». Так член Совета Федерации Евгений Трофимов написал в начале пояснительной записки к своему законопроекту.

Действительно, кражи мобильников наиболее распространены и очень неприятны для их владельцев, которые сразу теряют при этом огромное количество контактной информации. Так что сочувствие граждан и их согласие с тем, что следователям надо дать дополнительные полномочия, вроде бы заранее обеспечены. Но вот в конце все той же пояснительной записки сенатор Трофимов делает любопытное уточнение: «Предлагается внести изменения в статью 186 УПК РФ, которые бы предусматривали получение информации о входящих и исходящих сигналах соединений телефонов при расследовании всех категорий уголовных дел (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям) при наличии судебного решения, вынесенного по ходатайству органов следствия и дознания в порядке, предусмотренном законодательством». Таким образом, получается, что следователи вовсе не собираются искать сотовые телефоны, украденные у граждан, а замахиваются на куда более серьезные дела.

Следовательская практика, по мнению автора законопроекта, показывает, что операторы связи отказываются представлять данные без судебного решения. Ссылаются они при этом не только на закон о связи, но и на соответствующее решение Конституционного суда. А он еще в 2003 году постановил: закрепленное в Основном законе право граждан на тайну телефонных переговоров подразумевает, что без санкции суда не подлежит разглашению и вся техническая информация, связанная с телефонными звонками. Интересно, правда, что, по данным экспертов, в настоящий момент следственные органы не испытывают никаких особых сложностей, чтобы получить у оператора данные на того или иного их абонента.

Трофимов понятно разъясняет, почему сотовики находятся со следователями в таком хорошем контакте. Все дело в том, что, как указано в той же пояснительной записке к законопроекту, с середины 2006 года действует специальное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ. Так вот, оно рекомендует следователям, которые желают получить данные на клиентов сотовых компаний, добывать их путем выемки у операторов соответствующих документов и компьютерных дисков. Заметим, кстати, что решения суда для этого не нужно, достаточно санкции прокурора. Понятное дело, что никому не хочется, чтобы его работа была полностью парализована.

Зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков («Справедливая Россия») очень удивился, узнав о направленном в Думу законопроекте. По его словам, «сейчас, насколько я знаю, никаких проблем с получением любых данных о телефонных переговорах у правоохранительных органов не существует». Особенное же недоумение у Гудкова вызвала та часть поправки Трофимова в статью 186 УПК, в которой написано, что получивший доступ к базе данных следователь «составляет протокол, в котором должны быть указаны те номера телефонов, которые, по мнению следователя, имеют отношение к данному уголовному делу».

Гудков подчеркнул, что «в России мнение следователя, к сожалению, часто формируется под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к расследованию преступлений». Депутат заявил, что он вообще бы предоставил всем органам чрезвычайные полномочия – но только после основательной чистки их собственных рядов. Пока же, по его мнению, «с учетом сильной коррумпированности следственных органов, если и рассматривать данное предложение всерьез, то можно разрешить такие полномочия только по особо тяжким преступлениям». Геннадий Гудков напомнил, что уже сейчас примерно за 500 долл. фактически любой желающий может получить результаты прослушки любого человека – родственника, знакомого или, наоборот, врага.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Вердикт экс-президенту не имеет прецедента в истории Бразилии

Вердикт экс-президенту не имеет прецедента в истории Бразилии

Людмила Окунева

Попытка Трампа спасти от тюрьмы Болсонару вызвала возмущение в латиноамериканской стране

0
847
Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Иван Родин

Правительство требует исключить из закона тех, кто принимал решения не в интересах РФ

0
1058
Власти осторожно подогревают явку избирателей

Власти осторожно подогревают явку избирателей

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В ряде регионов губернаторы решились выиграть выборы у протестного электората

0
1259
Запись судебных заседаний ведут не для протокола

Запись судебных заседаний ведут не для протокола

Екатерина Трифонова

Технические новшества с трудом приживаются там, где они нужнее всего

0
1046

Другие новости