Обсуждая бюджет, Владимир Путин взялся за депутатов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера премьер-министр Владимир Путин собрал в своей резиденции «Ново-Огарево» руководство всех фракций, представленных в Госдуме. Партийным функционерам сорвали уик-энд в связи с намеченным на понедельник заседанием президиума правительства, в повестку которого вынесен вопрос о формировании проекта бюджета на 2010 год и плановый период до 2012 года. Эксперты счтают, что подключение думских фракций выбивает аргументы у оппозиции, которая формально становится причастной к созданию главного финансового документа страны.
Встречу с руководителями фракций Госдумы премьер начал с поздравлений Геннадию Зюганову, который накануне отметил 65-летие. Именинник был тронут, получив из рук Путина в подарок экземпляр первого советского издания «Манифеста Коммунистической партии».
При этом с Зюганова взяли слово, что он, освежив основополагающий документ марксистов, предложит противоядие против экономических кризисов, повторяющихся с периодичностью раз в 10–12 лет. Руководителю КПРФ не было нужды листать раритет, чтобы указать премьеру идеологически проверенные ориентиры. В кризис с «треском провалились все западные демократии». Зато стабильный рост ВВП демонстрируют последние оплоты социализма – Китай и Вьетнам.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский поддержал дискуссию о преимуществах и недостатках социалистической модели экономики в свойственной ему безапелляционной манере. «Не надо пугать кризисом, вспоминая Карла Маркса. Человек никогда не работал», – отрезал он. Экономический кризис – явление естественное, продолжил Жириновский, и с этим надо смириться и научиться жить. «Я не согласен, что кризис – обычное явление», – деликатно отозвался со своего места глава фракции «Справедливой России» Николай Левичев. Он вспомнил недавний форум своей партии, на котором эсеры пытались вернуть к жизни идеи общества, построенного на принципах социальной справедливости. «Предлагает социализм строить», – не удержался Зюганов. «Стройте, но только без нас», – взорвался Жириновский.
Впрочем, строить социализм Путин не был готов. Его антикризисные рецепты свелись к предложениям разработать меры в рамках формирования нового бюджета – сократить госрасходы и снизить до однозначных величин инфляцию. В идеале – до 2–3%, но когда эта сказка станет жизнью, сказать не решился. Еще два приоритета – безусловное выполнение социальных обязательств государства и сохранение инновационного развития экономики.
Руководитель «Единой России» Борис Грызлов взялся помочь правительству изыскать резервы для наполнения бюджета. По его мнению, увеличить госдоходы на 300–400 млрд. руб. в год можно за счет введения госмонополии на производство спирта. Бюджет царской России за счет алкогольных статей наполнялся на 30%, СССР – на 20%, современной России – всего на 0,5%.
Эта идея немедленно овладела умами большинства присутствующих.
«За» высказались Зюганов и Жириновский, но сам Путин постарался избежать однозначных оценок, хотя было видно, что и он совсем не прочь добавить в прохудившийся в связи с кризисом госбюджет несколько сотен миллиардов рублей. Зюганов быстрее других вышел из бюджетной эйфории, предложив премьеру «усилить команду». Этого можно добиться, отправив в отставку глав Минфина и Минобрнауки.
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, воскресное общение Путина с думским партактивом по поводу будущего бюджета было направлено на то, чтобы выполнить некую формальную процедуру – показать, что премьер открыт для диалога со всеми политическими силами, представленными на Охотном Ряду. И не имеет значения, что такие встречи носят в большей степени формальный характер. В общественном сознании возникает устойчивое представление, что не только исполнительная, но и законодательная власть несут ответственность за принятие бюджета-2010, считает эксперт.
Макаркин признает, что обладающая конституционным большинством в нижней палате парламента «Единая Россия» может «самостоятельно принять бюджет в том виде, какой нужен правительству». Но оппозиция, у которой менее трети мест в Госдуме, в ходе встреч с премьером номинально подключится к бюджетному процессу. В итоге символическая ответственность за будущий главный финансовый документ страны ложится и на коммунистов, и на эсэров, и на либерал-демократов. «Теперь они не смогут сказать, что отстранены от верстки проекта нового бюджета», – отметил эксперт.