Вчера Владимир Путин провел заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. Перед чиновниками была поставлена задача за две недели, остающиеся до внесения проекта бюджета на 2010 год в Госдуму, устранить в нем все противоречия. Эксперты полагают, что выполнить эту задачу не удастся, в конечном итоге документ сохранит немало слабых мест.
Открывая заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, Владимир Путин напомнил собравшимся не только о необходимости выдержать жесткие сроки доработки бюджета-2010 и на плановый период до 2012 года, но и о важности согласования позиций министерств и ведомств по этому документу. «Есть позиции, которые пока остаются неурегулированными», – констатировал премьер. Впрочем, вдаваться в подробности, кто из министров и с чем может быть не согласен при дележе бюджетного пирога, Путин не стал.
Зато он не преминул напомнить об улучшении ситуации в экономике. «Начиная с июля промышленное производство растет в среднем на 1% в месяц», – сказал премьер. Однако правительство едва ли может записать этот позитив в свой актив. Все дело в благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре – цены на экспортные товары держатся на «приемлемом уровне», отметил Путин. Как бы то ни было, «можно рассчитывать на появление более высоких доходов бюджета», – порадовал участников заседания глава правительства. После чего сразу же осадил их лоббистские аппетиты. Чиновникам было объявлено, что позитивные тенденции, происходящие в экономике страны с середины лета, «робкие и неопределенные», поэтому по-прежнему актуальна задача сокращения госрасходов с целью снижения дефицита бюджета в 2010 году.
Эксперты считают, что с учетом запланированного роста социальных расходов в полной мере реализовать поставленную задачу правительству не удастся.
Старший экономист «Тройки Диалог» Антон Струченевский отмечает, что основная проблема бюджета-2010 – ликвидация дефицита, который будет тем выше, чем ниже от уровня в 75–80 долл. за баррель окажется среднегодовая цена на нефть. В числе источников погашения дефицита финансовые власти называют заимствования на внешнем и внутреннем рынке. «Вне зависимости от вида заимствований под это будут печатать деньги», – говорит эксперт. Из-за низкого уровня монетизации отечественной экономики – всего около 30% – резкое увеличение денежной массы может дестабилизировать валютный рынок России, предупреждает Струченевский. И в этом случае надежды правительства на скорое восстановление реального сектора экономики будут похоронены.
По его мнению, потенциал ЦБ по стерилизации излишней денежной массы не безграничен. Это тупиковая политика, которая не может продолжаться долго. «Российской экономике не нужны такие высокие госрасходы. Если их сократить, то проблем у бюджета будет куда меньше», – резюмировал Струченевский.