0
2270
Газета Экономика Интернет-версия

11.07.2011 00:00:00

Интеграция России и ЕС начнется с Калининградской области

Тэги: калининград, вто, ес


С 1 июля Польша председательствует в Европейском союзе. В соседних странах это порождает новые надежды на ускорение интеграции с ЕС – в частности, в вопросах безвизового режима и зон свободной торговли. Так, президент Украины Виктор Янукович уже заявил о том, что председательство Польши поможет его стране подписать соглашение об ассоциации с ЕС.

Актуализирован этот вопрос и для России, а особенно для ее западного эксклава – Калининградской области, которая не имеет границ со своей страной и волей-неволей тяготеет к Европе. Вопрос о безвизовом обмене здесь стоит особенно остро, как часть общей проблемы – компенсаций жителям региона за оторванность от России. В Европу им попасть гораздо проще, чем в другие регионы собственного государства.

Но главная проблема даже не в этом. В каждом товаре, ввезенном в область, уже заложен транзитный железнодорожный тариф (для товаров из России) либо таможенный сбор (для европейских грузов). Соответственно уровень цен здесь выше среднероссийских, зависимость от импорта тоже на порядок больше – и это еще одна причина ожидать от федерального Центра компенсаций.

Каждое новое сообщение о ходе переговоров с ЕС в регионе мгновенно подхватывают и начинают по-разному интерпретировать. Естественно, в самом регионе находятся и те, кто не прочь заработать на этой проблеме некие общественные дивиденды. Так случилось с репликой премьера Владимира Путина, высказанной не так давно в ходе визита в Сочи. Отвечая на вопрос молодого калининградского стройотрядовца о том, будет ли область наделена особыми привилегиями в вопросе интеграции с ЕС, премьер ответил, что у каждого субъекта Российской Федерации равные права.

Логично? Безусловно. Но в регионе некоторые переиначили реплику Путина по-своему: мол, премьер против безвизового режима для калининградцев. Интерес критиков премьера понятен – раскачать ситуацию перед выборами и извлечь из этого максимум прибыли. К сожалению, заложниками личных амбиций, как всегда, становятся жители области, которым непонятно, что на самом деле происходит и кто какую позицию занимает.

А на самом деле все очень просто. Переговоры по интеграции с ЕС ведутся уже несколько лет на уровне правительственных структур, парламентов и региональных лидеров. Федеральную составляющую курируют МИД и ряд межгосударственных комиссий. Все это, отметим, – сфера компетенции и полномочий самого Владимира Путина как главы правительства. На региональном уровне губернатор Николай Цуканов уверенно ведет работу в межгосударственных общественных советах и контактирует с МИДами Польши и Германии. На выходе уже соглашение о так называемом малом приграничном перемещении, согласно которому калининградцы смогут посещать северные воеводства Польши по упрощенным разрешениям. Как заявил недавно сам калининградский губернатор, «Россия должна интегрироваться с Европой, а в качестве экспериментальной площадки может выступить Калининградская область».

Более того, по вопросу упрощения визовых режимов четко и однозначно высказался президент Дмитрий Медведев. На Петербургском экономическом форуме он заявил: «Российская сторона готова демонстрировать не только добрую волю решить этот вопрос, но и серьезные конкретные шаги, поэтому откроет возможность получения долгосрочных виз для всех инвесторов и предпринимателей, которые имеют существенный бизнес в России».

Сочинское заявление Владимира Путина было сигналом для тех, кто старается, так сказать, забежать впереди паровоза, идущего в Европу. И в первую очередь тем, кто выискивает конфликты там, где их нет.

Переговоры о безвизовом режиме очень сложны. Они не могут быть оторваны от других значимых вопросов: вступления России в ВТО, проблем европейской безопасности, контактов с НАТО и т.д. Разумеется, никто не забывает о трудностях калининградцев, и преференции регион получит – сначала в виде договора о малом приграничном перемещении, а впоследствии скорее всего в виде статуса пилотного региона для обкатки безвизового обмена. Все это уже не за горами, и придет тем скорее, чем меньше найдется желающих искусственно подталкивать или тормозить процесс.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
796
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
841
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
881
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
997

Другие новости