У главы Минфина Антона Силуанова появились интересы в регионах. Фото РИА Новости
В минувшую пятницу премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении регионам субсидий из федерального бюджета на развитие растениеводства и животноводства в размере 11 млрд. руб. «Надеюсь, это будет стабилизирующим фактором для аграриев. Все средства государственной поддержки должны оперативно и в полном объеме доводиться до хозяйств, а это задача региональных властей», – прокомментировал свое решение глава правительства. Впрочем, в скором времени руководство многих территорий может лишиться самостоятельности в финансовой сфере. Речь о депрессивных субъектах Федерации, бюджеты которых подчас на 70% формируются за счет субсидий и дотаций из Москвы.
Информагентство «Финмаркет» обратило внимание на подготовленный Минфином законопроект, который предлагает региональным властям выбирать между помощью федерального бюджета и самостоятельностью в распоряжении финансовыми ресурсами.
В настоящий момент Федеральное казначейство имеет право передать субъектам кассовое обслуживание их региональных и муниципальных бюджетов при условии, что объем федеральных трансфертов на протяжении двух из трех лет не превышал 5% доходов консолидированных региональных бюджетов. В случае же принятия закона местные бюджеты, получающие любые дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, автоматически попадают под контроль Москвы.
Законопроект предполагает запрет на размещение на банковских депозитах временно свободных средств регионам, у которых дотации в течение двух из последних трех лет превышали 10% собственных доходов. Заключать соглашения с Минфином о повышении эффективности бюджетных расходов и согласовывать с ним проекты бюджетов обяжут регионы, у которых федеральные дотации превышали в последние два года из трех лет 40% собственных доходов. Сейчас под контролем Минфина находятся регионы, бюджеты которых на 60% и более формируются за счет финансовой поддержки Москвы. Ведомство предлагает сохранить свободу внешних заимствований с целью погашения долгов и финансирования дефицита местных бюджетов только территориям, которые вообще не получают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Эти новшества могут стать неприятной реальностью для подавляющего большинства субъектов Федерации. Согласно рассчитанному «РИА Рейтинг» с использованием данных Минфина рейтингу регионов по уровню долговой нагрузки, на 1 января 2013 года соотношение совокупного долга регионов к объему их собственных доходов (без учета безвозмездной федеральной помощи) составило 26,1% и может вырасти еще до 28–29%. Причина – увеличение социальных обязательств региональных бюджетов без ощутимого роста налоговых поступлений. В абсолютных цифрах территории задолжали в общей сложности 1,355 трлн. руб. Рост за 2012 год составил 15,6%. По данным Федерального казначейства, в первом полугодии текущего года всего 10 регионов из 83 не получали дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В списке благополучных – Москва и Петербург, Подмосковье, Ленинградская область, Татарстан, Тюменская и Сахалинская области, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. Ситуация вынудила правительство отказаться от планов с 2014 года перестать предоставлять территориям госкредиты. И вот выясняется, что регионы должны поступиться финансовым суверенитетом.
С аналогичными предложениями лет 8–9 назад выступал Алексей Кудрин – тогда глава Минфина. В частности, в июле 2004 года он заявил о возможности введения внешнего управления в регионах, имеющих несбалансированный бюджет. Тема находила продолжение и в дальнейшем. Так, в июле прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак, выступая на заседании Госсовета, объявил, что для стимулирования развития депрессивных территорий следует усилить действующий механизм дифференциации прав и степени самостоятельности региональных органов власти в финансово-бюджетной сфере. По мнению чиновника, надо руководствоваться уровнем социально-экономического развития субъектов Федерации. «Степень бюджетной самостоятельности региональных властей должна прямо зависеть от доли федеральных дотаций в их доходах», – подчеркнул Козак.
Независимые эксперты считают, что инициатива Минфина вступает в противоречие с планами децентрализации власти. По мнению завкафедрой прикладной политологии Финансового университета Константина Симонова, с одной стороны, есть политическая воля вернуть выборы глав регионов, что предполагает известную самостоятельность губернаторов. С другой стороны – есть «бухгалтерская» позиция Минфина, продиктованная пониманием, что бюджетные расходы растут, а нарастить доходы весьма проблематично. Отсюда стремление взять под жесткий контроль территории.
«Надо отказаться от выстроенной сегодня системы межбюджетных отношений, когда практически все доходы регионы перечисляют в федеральный Центр, а он уже потом распоряжается этими деньгами. Когда территории находятся в такой зависимости, то создается иллюзия, что только так и можно управлять Россией», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Но это порождает иждивенчество, поэтому необходимо отказаться от бюджетного унитаризма, убежден Николаев. Механизм внешнего управления погрязшими в долгах регионами правомерен. Впрочем, прецедентов пока нет. Эксперт считает, что обретение регионами финансовой самостоятельности зависит от перераспределения полномочий в налоговой сфере. Наполнить местные бюджеты потенциально может, в частности, налог на недвижимость. «Это очень хороший налог для регионов и муниципалитетов. С его введением затянули лет на семь. Сейчас экономика скатывается в рецессию, и этот шаг будет очень болезненным», – отметил Николаев.