0
13051
Газета Экономика Интернет-версия

23.09.2013 00:01:00

Полеты во сне и наяву

Об авторе: Алексей Алексеевич Мухин – генеральный директор Центра политической информации.

Тэги: аэрофлот, конфликт, профсоюз


Недавно прошла совместная пресс-конференция иностранного (международного) профсоюза пилотов SkyTeam Pilots Association и пилотов «Аэрофлота», на которой последние пожаловались на низкие заработки и лишнюю нагрузку на работе. Интересно, что произошло это «под вывеской» иностранного профсоюза, да еще на фоне общей государственной политики, направленной на невмешательство западных организаций во внутреннюю политику, тем более в стратегические отрасли (авиация).
Мы решили разобраться в этом странном деле и провели небольшое исследование на тему соответствия заработков и проблем. Попутно выяснились любопытные вещи: получается, что приличные заработки пилотов накладываются на то, что иностранцев на работу в России брать нельзя («монополька»). При этом российские пилоты радостно выкручивают руки государству и руководству своих компаний (в данном случае – «Аэрофлоту»).
Летчик – профессия романтическая. Многие в детстве мечтали стать летчиками. В советское время эта профессия давала гарантию безбедного существования и насыщенной страстями жизни.
В нашем небольшом исследовании наиболее престижных российских специальностей мы пришли к выводу, что в настоящий момент представители рабочих профессий, так называемые синие воротнички, по уровню дохода уже практически сравнялись со своими офисными коллегами – белыми воротничками.
Мы неоднократно описывали проблемы в авиационной (гражданской) отрасли, отмечали нехватку малых аэродромов в удаленных от федерального Центра регионах, не в последнюю очередь возникших в том числе благодаря своеобразной, прямо скажем, политике Министерства транспорта РФ.
Теперь пришло время оценить состояние заработных плат и уровень качества услуг в гражданской авиации. И на эту тему уже сказано немало и не только нами.
Конечно, обилие проблем в отрасли из-за не всегда квалифицированного управления может привести к чрезвычайным ситуациям: сказывается и ветхость авиационного парка некоторых компаний, и неквалифицированность летных экипажей, и неорганизованность служб аэропортов, и иные факторы.
При этом мы обращаем внимание на то, что существующее российское трудовое законодательство крайне лояльно по отношению к летному составу: например, использование иностранных пилотов на гражданских, регулярных и чартерных рейсах запрещено, а в условиях крайнего дефицита на профессию пилоты-россияне довольно часто ставят своим работодателям – авиакомпаниям жесткие условия, выводя их на серьезные расходы по заработной плате.
По нашим оценочным данным, речь идет о суммах от 80 тыс. руб. в месяц для технического персонала (бортпроводниц, техников и т.п.) до 300–500 тыс. руб. в месяц для пилотов.
Причем отметим, что эти средства облагаются минимальным по российскому законодательству налогом (13%) и, по сути, вполне могут служить предметом зависти для иностранных коллег, для которых налоговая ставка значительно выше – от 30 до 50%.
Как мы упомянули в справке: сравнивая условия оплаты, к примеру, в российском «Аэрофлоте» с другими – иностранными компаниями, видишь, что командиры лайнеров, вторые пилоты и т.д. получают значительно больше своих европейских или американских коллег. Причина, как мы определили, проста – европейский стандарт высок, но и налоги там высоки, а в США и подавно. Вот российские летчики, честь им и слава, и имеют серьезное финансовое преимущество перед своими зарубежными коллегами.
Мы упомянули «Аэрофлот», так как в этой крупнейшей российской авиакомпании услуги летного состава оплачиваются еще более щедро, нежели у других российских перевозчиков. К примеру, летчик «Аэрофлота», по нашим подсчетам, получает 110% зарплаты европейского коллеги, причем, что называется, не особенно напрягаясь.
Российские юристы идут вровень с Европой, российские IT-специалисты даже немного недобирают по сравнению со своими европейскими коллегами, поэтому они часто и охотно подряжаются выполнять еврозаказы.
Услуги менеджмента высшего звена (и высшего среднего звена) в России также оплачиваются лучше, поэтому Москва и считается столицей экспатов. Едут сюда охотно и часто остаются для постоянного проживания, если удается договориться с Федеральной миграционной службой и коллегами из иных надзорных органов. В ближайшее время условия для высококвалифицированных иностранных специалистов в России станут еще более благоприятными.
Если сравнивать между собой доходы  западной и российской нефтянки (вредное, надо сказать, производство), то выясняется, что в процентном соотношении уровень заработной платы российского буровика составляет 80% от зарплаты его западных коллег.  Но тут дело скорее в неразвитости российских профсоюзов, чем в злом умысле со стороны руководства компаний.
Российские профсоюзы, наследники своих советских предшественников, привыкли перекладывать на плечи государства заботу о трудящихся, а после распада Советского Союза вообще сосредоточились на управлении доставшегося им имущества.
Вот летный состав и обходится без их услуг, напрямую решая все вопросы непосредственно с руководством авиакомпаний или вообще пользуется услугами иностранных коллег. В результате получается, что пилоты гражданской авиации (не имея посредников в лице профсоюзов) в «абсолютных деньгах» получают больше не только своих западных коллег, но и равняются по своим доходам с привилегированными группами российской бюрократии.
И это – при гораздо меньшей загрузке и гораздо больших льготах, которые входят в контракт и соцпакет. И в связи с этим условия, на которых работает летный состав того же «Аэрофлота», опять заметно выделяются на фоне более низких зарплат аналогичных специалистов не только в иностранных компаниях, но в целом по России.
Нас терзают смутные сомнения, что такое положение сложилось неспроста и пилоты просто умело пользуются своим уникальным положением: во-первых, в России, как мы упоминали, запрещено законом привлекать иностранных летчиков и, во-вторых, класс выпускников нынешних училищ крайне низок, поэтому их приходится доучивать «на ходу» (это требует времени и дополнительных средств от компании).
Эти значительные, если не непомерные расходы на летный состав в числе ряда других факторов в общем скорее всего и не дают снижать стоимость авиабилетов для простых пассажиров (кормежка на борту по сравнению с расходами на пилотов – копейки) или, к примеру, создать свою российскую авиакомпанию-дискаунтер. Об этом давно говорят, но только разговоры наталкиваются на авиационные реалии и тут же затихают.
Напрашивается вывод о том, что летный состав, таким образом, возможно, тормозит развитие гражданской авиации и воздушной транспортной инфраструктуры, при условии оптимизации которой можно будет и реально оптимизировать ценовую политику, обновить авиапарк и даже отстроить новые аэродромы для малой и большой авиации. Ведь расходы на все это, включая заработную плату пилотов, закладываются в стоимость билетов, за которые платят потребители.
Конечно, дело не только в летчиках и их высокой заработной плате. Но – и в них тоже. Только учитывая такие «мелочи», можно правильным образом выстроить схему отрасли так, чтобы она была не убыточной и требовала государственных субсидий, а также давала устойчивый и существенный доход, в том числе и в казну.
Однако остается открытым вопрос: почему иностранный профсоюз вызвался защищать российских пилотов и знают ли там, что в итоге борются за улучшение финансовой составляющей? Может, это пресловутые трудности перевода, когда профсоюз выступает за безопасность полетов, а пилоты под шумок – за повышение заработных плат и сохранение низких налогов?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
878
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1183
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
925
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
759

Другие новости