0
7584
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2016 00:01:00

Новый закон о торговле не работает без президента

Тэги: закон, торговля, ирина яровая, торговые сети, штрафы, поставщики


закон, торговля, ирина яровая, торговые сети, штрафы, поставщики Участники мониторинга «Честные цены» недовольны стоимостью продуктов на сельхозярмарках. Фото с сайта www.primorsk.er.ru

Новое законодательство «О торговле», принятия которого добились единороссы во главе с Ириной Яровой, пока не дало заметных позитивных результатов. Поэтому единороссы собираются пожаловаться президенту Владимиру Путину на несговорчивые торговые сети. По словам Яровой, к этому ее подталкивают сами ретейлеры, которые решили компенсировать потери прибыли неадекватно завышенными штрафами в отношении поставщиков.

«По всем новым веяниям, которые связаны с новыми видами поборов (со стороны ретейла по отношению к поставщикам – «НГ»), мы уже в сентябре будем предлагать президенту дополнительные решения, которые сделают невозможным понуждение к скидкам и невозможными высокие штрафы», – обратилась вчера Яровая к представителям торговых сетей. 

«Мы сегодня не называли имена торговых сетей, которые предлагают такой, мягко говоря, недружелюбный стиль взаимодействия. В докладе президенту мы имена этих торговых сетей назовем», – приводит слова Яровой Rambler News Service. «Поэтому ничего личного, никаких обид. Тот, кто исполняет закон, тот его исполняет. В отношении того, кто хочет создать видимость и будет заниматься поборами, мы будем ставить вопрос в плоскости ответственности самих торговых сетей», – продолжила она.

В целом же, по мнению парламентария, торговые сети сегодня не готовы исполнять новый закон о снижении ретробонусов и вместо этого ищут обходные пути. «Исходя из отдельно появляющихся информационных сообщений, они работают над тем, чтобы правдами и неправдами сохранить свою маржинальность, желая найти новые формы изъятия той же платы, которую они привыкли брать с производителя только в новых формах. Мы видим некие тенденции. Мы сразу хотели бы упредить это действие», – указала она, обещая включить «данную обеспокоенность» в доклад президенту РФ.

По информации же начальника управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофея Нижегородцева, несоразмерные штрафы пока что не являются распространенной практикой. «Были определенные лозунги, когда некоторые участники рынка хотели компенсировать это (снижение вознаграждения ретейлерам. – «НГ») неадекватными штрафными санкциями, но пока мы не видим подтверждения, что это вошло в какую-то практику», – указал он.

Напомним, разработанные главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и группой депутатов поправки в закон «О торговле» предусматривают снижение максимального уровня ретробонусов (вознаграждений) ретейлерам от поставщиков с 10 до 5% и сокращение сроков оплаты поставленных товаров. Начиная с 15 июля этого года требованиям закона должны соответствовать все вновь заключаемые договоры, с января будущего года – уже все, в том числе ранее заключенные, договоры. Кроме снижения до 5% размера премий, которые поставщики платят торговым сетям за закупку и продвижение товаров, документом уточняются сроки оплаты поставляемых товаров магазином поставщику. За нарушение закона «О торговле» для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 2–5 млн руб. А за повторное нарушение закона – в размере 3–5 млн руб.

Для компенсации будущих потерь некоторые ретейлеры предложили производителям снижать закупочные цены. Другие продавцы решили ужесточить наказания за нарушения условий поставок в свои магазины.

В то же время сами торговцы уверены, что законодательные новации фактически запрещают услуги по логистике от ретейла поставщику, что создаст «физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между субъектами Федерации, остановит развитие инфраструктуры оптово-распределительных центров, поставив под сомнение не только поддержку фермеров, но и достижение декларируемых целей продовольственной безопасности». На это, в частности, указывает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят лидеры розничного рынка.

Также в АКОРТ считают, что региональные производители не смогут на равных конкурировать с крупнейшими компаниями, поскольку традиционная реклама для маленьких поставщиков слишком дорога. Поэтому, по мнению ретейлеров, поправки в закон негативно скажутся на всех участниках рынка. «Среди последствий – падение производства и загрузки производственных мощностей, закрытие или поглощение мелких предприятий более крупными игроками, рост издержек, падение продаж как розничных сетей, так и отечественного производителя, уменьшение ассортимента в магазинах, сокращение рабочих мест, падение общей прибыльности торговых сетей и налоговых отчислений», – прогнозируют в АКОРТ.

Экономисты из Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) ранее также предупреждали, что новшество обернется ростом цен. Снижение уровня премий поставщиками для ретейлеров до 5% от суммы контракта приведет к перебоям с поставками, предполагали экономисты.

«Мы понимаем, что торговые сети могут найти новые формы взимания денег с сельхозпроизводителей. Поэтому мы будем постоянно анализировать ситуацию и принимать незамедлительно меры», – в свою очередь, парировала Яровая. В частности, к такому анализу ситуации относятся недавние решения парламентариев организовать специальные мониторинговые группы по контролю за исполнением торговыми сетями нового закона. При этом депутат предлагает сделать такие мониторинги постоянными. «Мы будем просить и президента, и председателя правительства дать поручение, чтобы постоянно осуществлялся мониторинг и результаты его обсуждались в правительстве», – сообщила она вчера.

Примечательно, что пока что в ходе таких проверок данные получались крайне противоречивые. Например, при посещении Яровой одной из торговых сетей Хабаровского края она убедилась, что в регионе выстроена честная система отношений производителей с торговыми сетями. В пример она тогда привела размер наценки на стоимость нарезного батона, который отпускается с завода по 13 руб., а в магазине продается за 14,9 руб. Правда, позднее краевые СМИ писали, что не смогли отыскать в Хабаровске батон по такой цене.

Недавний же рейд мониторинговой группы на центральную ярмарку во Владивостоке показал, что цены на продукты питания на ярмарках зачастую даже выше, чем в супермаркетах. «Цены здесь на продукцию выше, чем в магазине, и это притом, что торговцы не платят за свои места. Цена здесь должна быть ниже на 15–20%. Но этого нет», – комментировала агентству PrimaMedia депутат Думы города Владивостока Зинаида Ким.

Напомним, что ранее законотворцы надеялись именно на новые региональные торговые площадки как альтернативу крупным торговым сетям. «Торговые площадки с минимальными наценками должны быть не только в городах», – говорила в конце июля Яровая. «Сейчас, когда наш сельхозпроизводитель заинтересован в продаже скоропортящейся продукции, в регионах должны быть обеспечены условия для альтернативной торговли. Это сельхозярмарки, где они могли бы реализовывать свою продукцию без торговой наценки», – указывала она. Таким образом, по мысли депутата, покупатели могли бы сами оценить размер торговой наценки.

Правда, и сами потребители, кого, по идее, в первую очередь касаются цены на продукты, пока не считают, что новшество серьезно скажется на потребительских ценах. Так, центр социального проектирования «Платформа» совместно с ВЦИОМом еще в начале июля опросил 1200 респондентов с целью выяснить их отношение к изменениям в законе «О торговле». В ходе опроса выяснилось, что большая часть респондентов скептически относится к эффективности принятых поправок. Так, 72% считают, что они не окажут заметного влияния на динамику цен. 39% указывают на то, что цены зависят от других факторов, не связанных с законодательством. Кроме того, 65% опрошенных полагают, что поправки в закон «О торговле» не смогут повлиять и на качество продукции. В позитивном влиянии изменений законодательства на динамику цен уверены всего 17% респондентов. Заметное улучшение качества ждут 26%. А в снижение цен и повышение качества продукции верят всего 10% опрошенных.

Очевидно, такую рьяную активность законодателей в части проверки исполнения нового закона следует связывать в том числе и с избирательной кампанией, полагают эксперты. «Понятно, что перед выборами есть искушение продемонстрировать избирателю жесткий контроль над ценообразованием в торговых сетях и добиться пусть не реального снижения цен, но хотя бы какого-то заявления», – указал в эфире BusinessFM профессор ВШЭ Николай Петров.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
996
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
770
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
1192
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
889

Другие новости