0
7193
Газета Экономика Интернет-версия

21.12.2016 00:01:00

Россия выпала из глобального тренда

Тэги: мировая экономика, нищета, бедность, статистика, оон, потребители, доходы, россия, мрот


мировая экономика, нищета, бедность, статистика, оон, потребители, доходы, россия, мрот Зарубежные аналитики ожидают сокращения числа неимущих в мире. Фото Reuters

Банкиры и маркетологи радуются, что на планете в ближайшие три года резко сократится доля тех, кто живет менее чем на 2 долл. в день. Благодаря росту мировой экономики к 2020 году доля жителей с доходами более 2 долл. вырастет с нынешних 63 до 90%. Однако Россия может выпасть из этого глобального тренда, поскольку темпы ее развития в среднесрочной перспективе будут гарантированно ниже мировых.

Аналитики банка HSBC  предсказывают, что к 2020 году 90% населения Земли станут частью так называемого потребительского класса. Многие организации, включая Всемирный банк, как правило, рассматривают ежедневный доход в 2 долл. как точку перехода человека от минимально допустимого уровня жизни к статусу потребителя, который может приобретать товары и услуги.

На основе демографических данных ООН сделан вывод, что количество потребителей в мире в 2001 году составляло менее 5 млрд человек, сейчас – 6,6 млрд., а к 2020 году превысит 7 млрд.

Сейчас каждый седьмой человек в мире является потребителем со средним уровнем дохода 10–20 долл. в день. К 2020 году эта цифра вырастет до 3,2 млрд человек, а спустя еще 10 лет – до 4,9 млрд. На долю таких потребителей будет приходиться почти половина потребительских расходов в мире, причем этот показатель будет заметно расти в развивающихся странах Азии, отмечает HSBC в своем отчете.

Рост количества потребителей является одним из четырех трендов, которые эксперты банка выявили, проведя опрос руководителей крупного бизнеса и 90 тыс. потребителей. На рынки повлияют также прогресс цифровых технологий, который коренным образом меняет то, как люди находят, выбирают и платят за товары и услуги, растущие различия в моделях потребления разных поколений потребителей и рост покупательской способности женщин, связанный с увеличением количества работающих женщин.

Россия вряд ли встроится в общемировой тренд роста количества платежеспособных потребителей. Слабые темпы роста ВВП и доходов населения в ближайшие три года говорят о выпадении нашей страны из потребительского мейнстрима.

Разработанный правительством Прогноз социально-экономического развития на 2017–2019 годы исходит из того, что во всех трех его вариантах мировая экономика будет расти в 2016 году на 2,9%, ускорится до 3,3% в 2017 году и составит 3,6% в 2018–2019 годах.

А в России ВВП в 2016 году упадет на 0,6%, вырастет в 2017-м от 0,6 до 1,8% в зависимости от развития ситуации с доходами от нефти. На следующий год ожидается рост от 1,7 до 3%, а в 2018-м в лучшем случае вырастет на 3,4%, что также ниже мирового уровня. Только в 2019 году самый оптимистичный прогноз обещает рост ВВП на 4,4%.

Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ также не обещают увеличения потребления. В 2015 году они упали на 4,3%, в 2016-м правительство ожидает падения этого показателя еще на 5,6%. И здесь оно, похоже, не ошибется:  за январь–ноябрь  2016 года  доходы населения  в  реальном выражении снизились на  5,8% по сравнению с аналогичным периодом  2015 года. При этом темпы падения в ноябре почти не замедлились: они составили 5,6% по сравнению с прошлогодним ноябрем.

Не очень радужные ожидания у властей и на ближайшие три года. По Прогнозу в 2017 году доходы могут вырасти от 0,2 до 1,2% по разным вариантам. 2018 год обещает увеличение доходов на 0,5–1,8%, а в 2019 году – от 0,8 до 3,4%.

Вчера президент Владимир Путин утвердил повышение на 4% минимального размера оплаты труда (МРОТ), который с 1 июля 2017 года составит 7800 руб.  в месяц (сейчас 7500 руб.) Это повышение коснется около 890 тыс.  человек, из которых 72% – это работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях. По нынешнему курсу МРОТ составляет около 4 долл. в день, так что эти работники как раз попадают по размеру дохода в потребительский класс. В Интернете сейчас набирают популярность ролики, авторы которых, жители разных стран, показывают, что реально можно купить на минимальные 3–5 долл. Правда, в такую сумму укладываются в основном жители России и Украины, покупая дешевые крупы, овощи, бутылку пива и сухарики к ней. В более развитых странах минимальной считается все-таки сумма в 10 долл. или евро.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
1926
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
2983
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
4402
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
3375

Другие новости