0
13949
Газета Экономика Интернет-версия

09.11.2017 20:26:00

Газификация по Миллеру: сначала гарантии, потом – трубы

Тэги: газпром, доход, газификация, программы, инвестиции, газ, цены, тарифы, миллер, украина


газпром, доход, газификация, программы, инвестиции, газ, цены, тарифы, миллер, украина Глава «Газпрома» Алексей Миллер и гендиректор «Газпром трансгаз Казань» Рафкат Кантюков довели голубое топливо до города Иннополис в Татарстане. Фото с сайта www.gazprom.ru

Доставка газа потребителям должна приносить монополии «Газпрома» гарантированный доход вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Так решили в правительстве и в самой госкомпании. Вчера в правительстве подтвердили подготовку обязательных обременений для тех потребителей, которых будут включать в программы газификации. Одним из способов гарантировать отдачу от инвестиций может стать внедрение в стране принципа «транспортируй или плати» (ship-or-pay), который скажется на деятельности независимых производителей газа. Эксперты не исключают роста цен на газ для конечных потребителей. Новые обременения для потребителей и независимых поставщиков правительство вводит под лозунгом ускорения газификации.

Правительство рассмотрело в четверг поправки в закон о газоснабжении, которые должны ускорить работу по газификации. Как пояснили вчера «НГ» в пресс-службе Минэнерго, «законопроект наделяет федеральные органы государственной власти в области газоснабжения полномочием по разработке и утверждению методики расчета уровня газификации». 

Также определяются полномочия органов местного самоуправления городских поселений по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях. Кроме того, как сообщил на заседании премьер Дмитрий Медведев, в законопроекте уточняется само понятие «газификация».

Премьер назвал эту тему «исключительно важной» и сообщил, что он недавно обсуждал ее с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. Так, во вторник Миллер рассказал премьеру, что объем финансирования программы газификации составит в 2017-м 29,5 млрд руб. В этом году будет построено 1,7 тыс. км газопроводов, введено в строй 160 котельных, газифицировано почти 76 тыс. домовладений, и газом будет обеспечено более 200 населенных пунктов. «Это позволит к 1 января 2018-го выйти на средний уровень газификации по РФ – 68,1%», – уточнил Миллер. При этом уровень газификации в сельской местности составит 58,3%, в городах и поселках городского типа – 71,1%.

Миллер напомнил, что в 2005-м «мы начинали с цифры 54% в целом по стране» (на официальном сайте «Газпрома» указано, что в 2005-м было 53,3%). При этом в городской местности уровень газификации был тогда 60%, в сельской – 34%. Судя по обнародованным данным, с 2005-го по 2017-й суммарный объем инвестиций «Газпрома» в газификацию превысил 300 млрд руб.

Как сказал Миллер, в 2018 году объемы финансирования планируется снова увеличить. «Хотя мы прекрасно понимаем, что темпы программы газификации зависят в очень большой степени от регионов, от возможности обеспечить подключение потребителей и строительство внутрипоселковых сетей», – добавил он.

Уже скоро сельская местность будет газифицирована почти на 60%. 	Фото с сайта www.gazprom.ru
Уже скоро сельская местность будет газифицирована почти на 60%. Фото с сайта www.gazprom.ru

В то же время, судя по тому анонсу, которым Интерфакс сопроводил вчерашнее заседание правительства, «для строительства новых или расширения существующих распределительных газопроводов может быть установлен специальный инвестиционный тариф, который будет взиматься вне зависимости от фактического объема поставки газа… потребителям в течение заданного периода». 

Из чего информагентство делает вывод, что в России могут внедрить международный механизм «транспортируй или плати» (ship-or-pay).

У таких предположений есть свои основания. Ведь законопроект, ускоряющий газификацию, был подготовлен Минэнерго в соответствии с решениями по итогам селекторного правительственного совещания, прошедшего в Петрозаводске 2,5 года назад. Тогда ведомствам было поручено не только определить источники финансирования, но и «полномочия, права, обязанности органов государственной власти и лиц при осуществлении газификации, их ответственность за неисполнение… взятых на себя обязательств, а также гарантии исполнения обязательств, в частности условия «бери или плати» в установленных случаях».

Кроме того, на том совещании Алексей Миллер рассказал о недостаточной эффективности инвестиций в газовую инфраструктуру. «Очень ярким показателем является такой показатель, как объем газа, который может поставляться потребителям по построенным газопроводам в течение срока реализации программы. А напомню, что было построено 1802 газопровода протяженностью более 25 тыс. км... Объем поставки газа, который можно осуществлять по газопроводам, – 33,4 млрд куб. м в год… Меньше 9 млрд куб. м в настоящее время поставляется по этим газопроводам, на самом деле меньше 27%», – сообщил тогда глава «Газпрома».

«Причина – мы знаем, в чем она кроется. Субъектами РФ не были созданы условия для подключения потребителей, не были построены в необходимом объеме распределительные сети, котельные. И «Газпром» принял решение, что объем инвестиций, которые направляются на программы газификации, должен корректироваться. Потому что даже вот этот показатель – только на 27% мы используем построенные газопроводы в рамках программы газификации – говорит о значительно омертвленном капитале», – пояснял Миллер.

Еще раньше, весной 2013-го, «Газпром» указывал на необходимость повышения ответственности независимых производителей газа, которых концерн допускает к газотранспортной системе (ГТС). «В настоящее время нередки случаи, когда потребители заключают с независимыми производителями газа договоры на поставку газа в объемах выше своих потребностей и впоследствии отбирают меньше газа», – пояснялось на официальном сайте концерна.  По мнению специалистов концерна, чтобы этого избежать, можно внедрить «принцип «транспортируй или плати» для договоров на транспортировку газа и принцип «бери или плати» для договоров на поставку». Напомим, по прогнозу зампредправления «Газпрома» Валерия Голубева, доля независимых производителей газа в РФ в 2016–2017 годах может приблизиться к 50%.

В итоге «Газпром» уже не первый год лоббирует для российской газовой отрасли механизмы, которые обычно применяются к внешним партнерам. Например, «Газпром» применял к Украине норму «бери или плати», а Украина надеялась ответить на это принципом «транспортируй или плати».

Как пояснили вчера в пресс-службе Минэнерго, в ведомстве прорабатывается введение специального инвестиционного тарифа. «Минэнерго предлагает внести в законодательство возможность заявителя обратиться к поставщику газа (инвестору) с предложением осуществить финансирование расширения технической возможности и строительства новых газораспределительных систем в интересах заявителя. При этом поставщик газа (инвестор) имеет право на получение специального инвестиционного тарифа, включающего в том числе плату за подключение (технологическое присоединение)», – поясняет Минэнерго.

Опрошенные «НГ» эксперты считают, что такой механизм сыграет на руку «Газпрому» и создаст дополнительную нагрузку на конечных потребителей.

«Основным выгодоприобретателем можно назвать «Газпром», – полагает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «С учетом того, что инвестиции должны окупаться, введение тарифа по системе «транспортируй или плати», который еще называют инвестиционным тарифом, для «Газпрома» было бы как раз кстати», – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Но это будет означать рост цен на газ для потребителей, предупреждает эксперт.

«Компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке газа», – ожидает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ольга Лебединская. «Для независимых производителей вырастут расходы на транспортировку. Однако если компании будут контрактовать меньший объем поставок – влияние будет минимальным. Стоит отметить, что сами поставщики могут перейти на принцип «бери или плати», чтобы потребители забирали весь объем газа, указанный в контракте, – поясняет аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. – Это может привести к росту цен для конечного потребителя». 

«За изменение правил заплатят конечные потребители, на плечи которых лягут в том или ином виде штрафы за отклонения заявленного и фактического объемов», – соглашается Лебединская.

Хотя эксперты указывают и на плюсы такой меры. «С введением принципа ship-or-pay может быть простимулировано развитие газотранспортной системы, так как станет более понятно, какой объем газа будет транспортироваться по новым веткам, а значит, и проще будет рассчитывать время окупаемости», – поясняет Зварич.

«Принятие такого принципа позволит увеличить темпы газификации России, так как он гарантирует возврат инвестиций в строительство инфраструктуры точно в срок вне зависимости от потребления», – поясняет доцент Высшей школы корпоративного управления Академии при президенте (РАНХиГС) Иван Капитонов. Развитие инфраструктуры простимулирует рост потребления газа, что позитивно скажется на производителях, добавляет эксперт. По его словам, выиграют и сами потребители, «несмотря на некоторый рост цен», потому что условия их проживания благодаря газификации станут более комфортными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
435
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
479
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
685
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
567

Другие новости