0
4345
Газета Экономика Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Интернет-ретейлеры меняют требования к логистике

Тэги: интернет, торговля, бизнес, экспорт, электронная коммерция, логистика, георгий аликошвили, pony express


интернет, торговля, бизнес, экспорт, электронная коммерция, логистика, георгий аликошвили, pony express Фото Gettyimages

40% россиян сегодня покупают в Интернете. Список того, что пользуется спросом онлайн, практически бесконечен: от часов и туфель до диванов и автозапчастей. Рост рынка электронной коммерции опережает, пожалуй, темпы развития любой другой отрасли в стране. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году российский рынок онлайн-шопинга вырастет на 25% и впервые в истории перешагнет порог в 1 трлн руб. Но за развитием e-commerce стоит и активный рост отрасли-спутника – логистики. И в рейтинге Всемирного банка Logistics Performance Index за 2016 год наша страна оказалась на 99-м месте, между Коморскими островами и Нигером. Как при таком уровне логистики обеспечивается рост интернет-торговли? Каковы предпочтения россиян в интернет-покупках и способах их получения? Есть ли возможность развития экспорта из российских интернет-магазинов за рубеж? Об этом корреспонденту «НГ» Владимиру ПОЛКАНОВУ рассказал генеральный директор крупнейшего в стране универсального логистического оператора Группы компаний PONY EXPRESS  Георгий АЛИКОШВИЛИ.


Георгий Отариевич, вы считаете справедливым 99-е место России в рейтинге развития логистики Всемирного банка?

– Строить логистику в России сложно. На то есть объективные причины. Территория и климат, недоработки законодательной базы, таможенные процедуры, зачастую еще в «наколеночном» формате, недостаточное количество инвестиций в развитие инфраструктуры. Две главные российские беды наша отрасль ощущает на себе постоянно. Тем не менее мы развиваемся, хотя темпы развития могли бы быть и лучше, ведь логистика – зеркало экономики в целом. А нашу экономику лихорадит, и быстрого ее выздоровления прогнозировать я не берусь. Как не берусь судить, справедливо 99-е место или правильнее было бы, к примеру, 86-е. Проблемы очевидны, и их необходимо решать, независимо от позиций в рейтингах.

Основной драйвер развития логистики – интернет-торговля? Как развитие e-commerce влияет на логистический рынок России?

– В этом году компании PONY EXPRESS исполнилось 25 лет. Мы не только видели, как развивается интернет-торговля в стране, но и принимали непосредственное участие в формировании этого рынка с точки зрения логистики. Все начиналось с доставки небольших партий товаров из интернет-магазинов США и Европы. Предприниматели в конце 90-х с успехом перепродавали этот товар в Москве. Теперь, конечно, рынок существенно повзрослел. Причиной тому и очень быстрое проникновение Интернета. Сегодня Россия является рынком № 1 в Европе по количеству пользователей Сети. 84 миллиона человек в России старше 16 лет используют Интернет. Это гигантский рынок. И он постоянно растет. В последние несколько лет – двузначными темпами. В сегодняшней российской экономической реальности интернет-торговля является одной из немногих отраслей, способных демонстрировать такую динамику роста. Поэтому для логистических компаний e-com сегодня – основная точка роста. На примере бизнеса PONY EXPRESS могу сказать, что доля интернет-магазинов в клиентском портфеле компании с 2015 года увеличилась вдвое и продолжает расти.

Как вы считаете, почему платежеспособный спрос уходит в Интернет? Как долго продлится рост в отрасли электронной торговли?

– Здесь есть несколько предпосылок. Во-первых, российский потребитель стал более чувствителен к цене. Если раньше покупать там, где подороже, считалось особым шиком и признаком достатка, то теперь даже состоятельные люди приучились экономить. Идут в бутик, примеряют одежду или обувь нужного бренда, определяются с моделью, размером, а потом заказывают в интернет-магазине на 30–40% дешевле.

Во-вторых, в режиме постоянного цейтнота люди все больше дорожат временем. Вместо того чтобы ходить в супермаркет, заказывают продуктовый набор через Интернет.

В-третьих, в России немало городов, где люди не охвачены качественными ретейловыми услугами. У них нет доступа к товарам, к которым мы привыкли в Москве. По адекватной цене где-нибудь в Новом Уренгое купить нужный товар – большая проблема. А интернет-магазин – это реальный выход из положения. Сейчас все больше товаров и услуг, ранее доступных только офлайн, выходит в Сеть. Все больше людей видят очевидную выгоду от приобретений в Сети.

Конечно, это не отменяет торговли в офлайне. Всегда будут желающие прийти в магазин. Для многих шопинг – это развлечение и времяпровождение. Как телевизор никогда не заменит театр и книги, так и Интернет никогда не вытеснит магазины. Но я считаю, в ближайшие пять–семь лет интернет-торговля будет расти.

В каких интернет-магазинах, отечественных или зарубежных, россияне больше покупают? На какие интернет-магазины делает ставку российская логистика? Кто ваши ключевые партнеры?

– По данным АКИТ, в 2016 году 67% от всех интернет-покупок россияне совершили в отечественных интернет-магазинах, а 33% – в зарубежных. По прогнозу на текущий год, соотношение будет уже 63% к 37%. То есть доля иностранного онлайн-ретейла стабильно увеличивается. Причем 90% всех трансграничных интернет-покупок россияне совершают в Китае. PONY EXPRESS одинаково активно сотрудничает как с отечественными интернет-ретейлерами, так и с крупнейшими игроками международного рынка. Если говорить о нашей корпоративной статистике, то объем перевозок отправлений российских компаний сегмента e-commerce у PONY EXPRESS в первом полугодии 2017 года на 44% превысил показатели первого полугодия 2016 года. А вот трансграничных отправлений стало больше в 3 раза. Связан такой рост с тем, что все больший процент доставок наши партнеры доверяют не государственному почтовому оператору, а компаниям экспресс-доставки. Поскольку требования к логистике меняются и у интернет-ретейлеров, и у конечных потребителей.

Как сегодня меняются требования к логистике у интернет-магазинов?

– На нашем рынке сегодня весьма высокая конкуренция. И интернет-ретейлеры постоянно пополняют список требований заказчиков к своим логистическим провайдерам.

Если раньше было достаточно просто доставки со склада интернет-магазина до покупателя, теперь для отношений между e-commerce и логистами актуален тренд на полный комплекс логистических услуг. Так называемый фулфилмент. Это очень востребованная у нас, в PONY EXPRESS, услуга. Суть ее в том, что логистический оператор должен уметь забрать товар у поставщика, хранить его на складе, комплектовать заказы, обеспечивать доставку, частичный выкуп, консультирование клиента по характеристикам товара, возврат, перечисление денег продавцу. Появляется все больше новых для нашей индустрии нюансов.

Главный – необходимость быстрой и качественной IT-интеграции системы интернет-магазина и логистического провайдера. В режиме онлайн в системе должны отображаться статусы, позволяющие в любой момент понимать, где находится товар, в каком количестве, какого качества. В системе отображается и частичный выкуп и даже причины отказа клиента от той или иной покупки. Качественная IT-составляющая сегодня важнейшее конкурентное преимущество в борьбе за e-commerce-контракт.

А меняются ли требования к интернет-магазинам у покупателей? На ваш взгляд, за какими интернет-площадками будущее: крупными агрегаторами или небольшими интернет-магазинами, предлагающими узкоспециальный ассортимент?

– Меняются, опять-таки в связи с усилением конкуренции. У интернет-ретейлеров она даже выше, чем у нас, логистов. Если говорить о логистической составляющей e-commerce, основной тренд – вариативность способов доставки. Именно это необходимо покупателю. Не каждый готов ждать курьера, даже в течение часа. Не каждый хочет встречаться с курьером, приглашать его домой или в офис. Поэтому наряду с курьерской доставкой двузначный рост демонстрирует доставка в пункты выдачи заказов и постаматы.

Что касается формата интернет-магазина будущего, тут, думаю, все очевидно уже в настоящем. Мы видим, что рынок интернет-магазинов взрослеет. А основная особенность «взрослого» рынка – это стремление к консолидации. Понятно, что всегда будет спрос на эксклюзивные вещи в небольших специализированных магазинах (в том числе в Интернете). Но если говорить о товарах массового потребления, тут приоритет останется за marketplace-гигантами с огромным выбором в рамках одного ресурса.

Может ли логистика помочь российскому интернет-бизнесу в организации экспорта товаров? Есть ли спрос на такие услуги?

– Не только может, но уже оказывает такую помощь. Российские интернет-магазины, причем самого разного масштаба, сегодня понимают: чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, сегодня недостаточно расширять ассортимент и грамотно строить маркетинг. Необходимо выходить на новые рынки, расширять географию продаж. Причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Самыми близкими нам по логике потребления сегодня являются страны так называемого постсоветского пространства. Более того, в отличие от России в большинстве из них сегмент e-commerce еще не так развит. Конкуренция ниже при стабильно высоком спросе. Но необходим качественный сервис доставки, и сегодня мы не просто можем его предоставить, но и предоставляем. PONY EXPRESS активно расширяет свое географическое присутствие как в странах Таможенного союза, так и в тех, кто в союз не входит. Для удобства наших клиентов мы работаем в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане. Мы вышли и на рынок Европейского союза: открыли представительство в Латвии.

Уже есть реальные кейсы, когда с помощью логистических услуг PONY EXPRESS наши партнеры расширяли географию продаж и повышали прибыль. Причем это как крупные интернет-ретейлеры, так и небольшие магазины. К примеру, мы стали партнерами компании KupiVip в Казахстане и обеспечили не только доставку товаров по всей территории этой страны, но и организовали выдачу товаров в наших казахстанских экспресс-центрах с возможностью примерки, организовали консультирование через контакт-центр PONY EXPRESS, обеспечили быструю и качественную логистику возвратов. В результате нам и нашим партнерам удалось добиться показателей выкупа на уровне 95%, что является максимальным показателем в индустрии.

Или пример сотрудничества с небольшим интернет-магазином косметики из Твери. Компания наладила продажи в Азербайджан. Эта страна в Таможенный союз не входит. Но поскольку у нас есть там представительство, PONY EXPRESS обеспечивает партнеру не только доставку и складское хранение, но и сервис таможенного оформления товара. Так что экспорт есть, наши клиенты развивают продажи за рубеж, а PONY EXPRESS помогает им в качестве универсального логистического оператора.

Всем ли интернет-магазинам нужен логистический партнер или есть те, кому выгоднее организовать собственную логистику?

– Электронная торговля в России начинала свое развитие в другой экономической реальности. Тогда мало кто задумывался о переводе постоянных издержек в переменные. Бурный рост давал возможность интернет-магазинам содержать собственный автопарк и постоянный штат курьеров. Теперь ситуация изменилась. И мы наблюдаем, как все больше не только небольших интернет-магазинов, но и крупных онлайн-ретейлеров отказываются от собственной логистики в пользу профессионального аутсорсинга. По оценкам наших клиентов, это помогает сэкономить до 30% затрат на логистику.

Какие еще перспективные направления сегодня вы видите на рынке e-commerce?

– Я вижу перспективу в развитии C2C-направления в e-commerce. Частные лица с помощью соцсетей и специализированных сайтов организуют небольшой, но стабильный бизнес. По данным Data Insight, в 2017 году между частными лицами в Сети будет заключено порядка 90 миллионов сделок на общую сумму 295 миллиардов рублей. В онлайн-торговлю между частными лицами вовлечены 8 миллионов продавцов и 10 миллионов покупателей. Цифра внушительная! И всем им требуется качественная логистика. Мы видим потенциал и уже имеем для этого рынка продуктовые решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1174
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3129
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1765
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2109

Другие новости