Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Период стагнации в России длится уже десять лет. Страна попала в экономическую ловушку: неблагоприятные внешние факторы усугубляются внутренней политикой затягивания поясов и консервирования проблем. Так что даже поддержание роста на 1,5–2% в год кажется сейчас некоторым экономистам трудновыполнимой задачей. Эксперты поясняют, что теперь многое будет зависеть от нового – поствыборного – кабинета министров: либо правительство наконец разработает новую модель роста с опорой на структурные реформы, либо застой продолжится.
Первые официальные оценки роста ВВП за 2017 год скорее всего будут пересмотрены в большую сторону: с 1,5% до 1,9%. К такому выводу пришли специалисты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировав ежегодные корректировки Росстата за период с 2005-го по 2016-й.
Однако даже такой статистический маневр не поможет кардинально улучшить ситуацию. В России уже десять лет продолжается стагнация: в 2008–2017 годах среднегодовые темпы роста составили 1,2%. Об этом сообщает профессор Чикагского университета и ВШЭ Константин Сонин в статье, опубликованной на портале Project Syndicate, позиционирующем себя как международная дискуссионная площадка.
Как замечает Сонин, в прошлом году российская экономика росла значительно медленнее, чем еврозона и США, то есть чем развитые страны, которые теоретически должны были как раз отставать на 2–3 процентных пункта от России, входящей в список развивающихся экономик.
По обновленным данным Международного валютного фонда (МВФ), еврозона в 2017-м показала рост на 2,4%, а США – на 2,3%. Рост ВВП РФ, по данным МВФ, оказался чуть лучше, чем сейчас фиксирует Росстат: 1,8%. Тем самым Россия росла примерно в 1,3 раза медленнее, чем еврозона и США, и в два раза медленнее, чем в целом мировая экономика, которая увеличилась в прошлом году на 3,7%.
Для экономического рывка необходимы структурные реформы, пишет Сонин. К ним он относит, например, расширение доступа для иностранных инвесторов и приватизацию. «Экономические реформы начинаются с политических изменений», – замечает эксперт.
Другие экономисты тоже отмечают, что преодоление стагнации будет зависеть от того, сумеет ли теперь поствыборное правительство придумать новую модель роста.
«Развитие экономики в 2018 году будет зависеть от экономической политики нового правительства, которое будет сформировано после президентских выборов. В настоящий момент четких ориентиров такой политики нет, поэтому довольно сложно что-либо прогнозировать», – сообщает директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский в своем комментарии на сайте института.
Чтобы поддержать экономический рост, необходимо начать структурные реформы, а это, как поясняет Дробышевский, «предполагает перераспределение бюджетных расходов от непроизводительных статей в пользу производительных, разгосударствление экономики, а также либерализацию регулирования внешней торговли (в части таможенного и валютного контроля)».
«Проблема создания новой модели роста остается, так как если даже сейчас рост в России возобновится, он будет крайне неустойчивым, – предупреждают в «Комментариях о государстве и бизнесе» специалисты Центра развития ВШЭ. – Высокие цены на нефть, стимулируемые не только соглашением стран-нефтеэкспортеров, но и ускорением роста мировой экономики, могут быстро снизиться». И тогда показатели российской экономики снова ухудшатся.
Более того, как уточняют в Центре развития, «поддержание темпов роста ВВП около 1,5% в ближайшие годы будет осложнено переходом к постоянному бюджетному правилу».
«Данные об исполнении федерального бюджета в 2017 году свидетельствуют о достаточно активном продолжении политики бюджетной консолидации, а также о том, что Минфин, расставаясь с одними резервами, активно формирует новые в соответствии с вновь сформулированным бюджетным правилом, попутно увеличивая остатки на счетах «на черный день». О подобной политике нельзя говорить как о политике, стимулирующей экономический рост», – поясняют экономисты. По их мнению, пока можно лишь надеяться, что таким образом создаются предпосылки для ускорения экономического роста после окончания периода бюджетной консолидации.
Динамика российского ВВП. Данные Международного валютного фонда
| Country | Subject
Descriptor | Units | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
| Russia | Gross domestic product,
constant prices | Percent
change | 5.248 | -7.821 | 4.504 | 5.066 | 3.656 | 1.785 | 0.739 |
| Country | Subject
Descriptor | Units | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
| Russia | Gross domestic product,
constant prices | Percent
change | -2.828 | -0.225 | 1.796
| 1.597 |


комментарии(4)
1
можно предположить без всякого сомнения, все будет идти по наклонной, другого России не дано.
0
Проблема в слабой экономической школе. Я имею ввиду вшэ, институт гайдара, мгимо и всякие "нархозы". Максимум, кого способны они готовить - бухгалтеров. В итоге, премьер - юрист, глава крупнейшего банка - юрист, ну и в таком духе. Добавьте сюда отсутствие прямых инрстраннвз инвестиций, доступа к современных западным технологиям и набивший оскомину вывод капитала...
0
"будут пересмотрены в большую сторону: с 1,5% до 1,9%"©. - можно написать 9,1% или 91% - "Однако даже такой статистический маневр не поможет кардинально улучшить ситуацию" ©. да что ж это такое? стагнация в 10 лет! даже дикий запад нам санкциями помогает. они же на пользу нам! Сам Владимир Владимирович сказал! и все Ѡ
1
Правильный термин не стагнация, а, знакомый нам до боли, термин из советских времен - застой. Всё повторяется. Несменяемость власти, кумовство, нежелание и неспособность что-либо менять. Помните анекдот из советских времен: "Идет очередной съезд коммунистической партии. Выступает генеральный секретарь - товарищи! Мы скоро будем жить при коммунизме! Из зала раздается тихий голос: А мы?". Ничего не напоминает. Копия сегодняшней ситуации. Так, что застой. А к чему он приводит.... Дежавю однако.