0
3073
Газета Экономика Печатная версия

19.05.2020 20:14:00

Телевидение превращается в развлечение для престарелых

Почти половина граждан России готова отказаться от ТВ в пользу других источников информации

Тэги: медиапотребление, телевидение, молодежь, интернет, опрос

On-Line версия

медиапотребление, телевидение, молодежь, интернет, опрос Фото агентства городских новостей "Москва"

Российское телевидение перестает быть сколько-нибудь актуальным для молодежи, сообщают социологи. Молодые россияне в качестве источника информации выбирают интернет-издания, соцсети и блоги. Полностью отказаться от телевизора не могут лишь 13% молодых людей. О низком доверии к ТВ говорит и тот факт, что даже среди лиц старше 60 лет потенциально каждый третий готов отказаться от просмотра передач голубого экрана. Снижающийся зрительский интерес к телевидению подтверждается и падением притока рекламодателей, которые предпочитают размещать информацию на альтернативных онлайн-медиа.

Телевидение как основной источник информации и развлечений для россиян постепенно сдает свои позиции. Если еще восемь лет назад каждый день смотрели ТВ почти 80% населения, то сегодня только 67% россиян. Таковы результаты опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ). При этом каждый девятый респондент честно признается, что стал реже смотреть телевизор. Телезрители в целом не испытывают дефицита в доступе к голубому экрану. Почти 60% россиян отвечают, что смотрят телевизор, сколько захотят, а 17% признаются, что смотрят даже больше, чем хотелось бы.

Для большинства российских зрителей ТВ – это в первую очередь источник информации. Новостным передачам отдают предпочтение 67% опрошенных. Но вот что примечательно – большинство россиян могут с легкостью отказаться от теленовостей, если возникнет такая необходимость. Так, почти половина респондентов (47%) сообщают, что могут с легкостью переключиться на другие источники информации (новостные сайты, соцсети, блоги). В свою очередь, не смогут отказаться от новостей и телепередач 38% опрошенных. Молодые россияне готовы отказаться от голубого экрана с куда большей легкостью. В возрастной группе от 18 до 30 лет такую готовность выражают свыше 60%, тогда как обратного мнения придерживаются всего 13% опрошенных. Чуть более консервативные настроения демонстрирует возрастная группа от 31 до 45 лет. Здесь от просмотра теленовостей намерены отказаться 52%, тогда как почти треть респондентов не смогут этого сделать.

Старшие возрастные группы демонстрируют большую привязанность к телевидению. В группе от 46 до 60 лет доля респондентов, способных и не способных отказаться от просмотра телевизора, фактически равна – 46% и 45% соответственно. В группе же от 60 лет однозначно побеждает телевизор – от него не готовы отказаться 56% опрошенных. Тем не менее перейти на другие источники информации потенциально готов каждый третий россиянин в возрасте от 60 лет.

Те, кто не может отказаться от ТВ, в качестве причины называют большую доступность телевидения, 4% считают процесс просмотра новостей более удобным, 3% опрошенных смотрят телевизор в силу привычки.

В целом основные источники информации для россиян смещаются из традиционных СМИ (газеты, радио и ТВ) в сторону интернета, делают вывод социологи. В общем и целом половина россиян все еще отдает предпочтение традиционным СМИ, тогда как новым медиа доверяют 38% жителей РФ. Доверие к новым СМИ также более распространено среди молодежи. В возрастной группе от 18 до 30 лет им доверяют колоссальные 78%, тогда как традиционным всего 18%. Россияне в возрасте от 31 от 45 лет также в основной массе (49%) предпочитают узнавать новости из интернета. Впрочем, доля любителей традиционных медиа среди них также существенна – 37% опрошенных.

В возрастных группах от 46 до 60 и старше 60 однозначно побеждают традиционные СМИ вместе с телевизором. Получать информацию их них предпочитают 59% и 81% соответственно. Доверие же к новым медиа существенно ниже: до 60 лет информацию оттуда черпает лишь каждый четвертый, старше 60 лет – уже лишь каждый девятый.

Заметим, тенденции снижения доверия телевизору начались не вчера. Если еще 10 лет назад информацию по ТВ получали 94% жителей страны, то сейчас 72%, следовало из результатов прошлогоднего опроса Левада-Центра. «Реже всего получают новости по телевизору самые молодые: 42% (среди россиян до 25 лет) против 93% среди самых пожилых (65 лет и старше)», – замечали социологи, подчеркивая, что молодое поколение в качестве главного источника информации использует не телевидение, а социальные сети.

Так, в возрастной группе от 18 до 24 лет соцсети в качестве источника информации выбирают 64% респондентов, новостные сайты – 49%, а телевидение – 42% опрошенных. Эта же возрастная группа показывает и самое интенсивное снижение доверия к телевизору. Для сравнения: в 2013 году голубой экран в качестве основого источника информации выбирали 77% молодых россиян. Среди граждан 25–34 лет соцсетям доверяют 56%, интернет-изданиям – 41%, а телевидению уже 49% респондентов, следовало из результатов опроса. При этом в общем и целом соцсети и интернет становятся вторым по популярности источником информации среди россиян. Совокупно их аудитории составляют две трети россиян.

100-4-0700.jpg
Доля населения, допускающая возможность отказа от телевидения в пользу других
источников информации.  Источник фонд «Общественное мнение»
Снижение доверия к телевизору постепенно сказывается и на рекламном рынке. По итогам 2019 года суммарный объем рекламы во всех средствах распространения составил почти 500 млрд руб., что на 5% больше, чем годом раньше, сообщали в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Объемы рекламы на традиционном ТВ составили 175 млрд руб., что на 6% ниже, чем годом ранее. Интернет-сервисы показали 20-процентный рост, а общий объем вложений в этот сегмент составил 244 млрд руб., следует из данных АКАР. При этом в ассоциации и ранее признавали, что рекламный рынок растет только за счет интернета.

Тем примечательнее, что по итогам первого квартала 2020 года российский рынок ТВ-рекламы продемонстрировал незначительный рост (3%) и составил 43 млрд руб., следовало из оценок Национального рекламного альянса (НРА). Как отмечают в организации, самый динамичный рост пришелся на тематические каналы.

Что интересно, после введения карантинных мер в ряде стран был зафиксирован рост просмотра телевизора. По данным компании Kantar, в Перу с 16 по 22 марта телесмотрение выросло на 55%, в Испании – на 47%. В Китае, где карантин был введен значительно раньше, увеличение времени просмотра ТВ выросло на 41%, замечают исследователи.

Кроме того, замечают в Kantar, уровень доверия к ТВ в кризисных ситуациях растет, а к социальным сетям падает. В России же такого, похоже, не происходит. Эксперты сомневаются, что даже пандемия и карантинные меры смогут переломить наметившуюся ранее тенденцию перехода зрителя в онлайн.

Медиапотребление россиян действительно меняется, однако это продолжение тех трендов, которые сложились еще до пандемии, соглашаются во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «Правильно говорить, что ряд процессов коронавирус катализировал», – признает директор по работе с органами госвласти ВЦИОМа Кирилл Родин. Согласно данным ВЦИОМа, почти половина россиян проводят в интернете столько же времени, сколько и до периода самоизоляции. Однако каждый четвертый (28%) стал тратить больше времени на интернет, преимущественно молодые люди 18−24 лет (46%).

Следует признать, что телевизор сегодня неинтересен не только младшему поколению, но и людям до 35 лет, говорят эксперты «НГ». «Фактически единственными интересными для этой аудитории направлениями на телевидении остаются спорт и развлекательный контент. При этом запросы постепенно растут, и телевидение уже не может удовлетворить даже эту потребность. Тогда на смену стандартному ТВ приходят стриминговые сервисы и интернет», – замечает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Для того чтобы понять, насколько стриминговые сервисы сегодня интереснее телевидения и какими темпами растет их прибыль и количество подписчиков, эксперт предлагает посмотреть стоимость акций топовых компаний, занимающихся разработкой своего контента и продающих платные подписки. «Netflix стоит 453 долл. за акцию, при этом до пандемии он стоил в полтора раза меньше. Компании Disney и Apple также запустили свои стриминговые сервисы. И стоимость компаний возвращается к докризисным значениям», – рассказывает экономист.

По мнению Кричевского, люди постепенно приходят к тому, что за качественный контент необходимо платить. «Такому раскладу способствовала и пандемия, но не надо забывать, что в последние несколько лет телевидение фактически потеряло свою актуальность, превратившись в пропагандистскую машину», – напоминает он.

Пока что экономические последствия для телевидения еще не так чувствительны, но доминирующая роль ТВ начнет угасать, продолжает эксперт. «Тренд уже сломан, теперь осталось понять, как на это отреагируют продюсеры телеканалов. Дабы не уйти в небытие, у телевидения один выход – конкурировать в качестве контента», – считает Кричевский.

Главный фактор, который влияет на российское телевидение, как и на телевидение во всем мире, – это конкуренция с интернетом, забирающим все больше внимания пользователей, соглашается венчурный предприниматель Алексей Буянов. «И если кабельные каналы могут предложить современный контент, то государственные каналы все больше теряют актуальность», – замечает он.

«Очевидно, ТВ в ближайшие годы останется профессиональным производителем контента. Сам Интернет в этом искусстве пока слаб. Netflix снимает кино, но отечественные попытки в этом направлении пока к большому успеху не привели», - говорит аналитик «Финам» Леонид Делицын. «Разумеется, производство контента само по себе, без его доставки - гораздо более высокорисковый бизнес. Телевидение уже уступило интернету первенство в рекламных бюджетах. Однако надо иметь в виду, что бюджеты тратятся с различными целями и на различных видах площадок. В сети больше половины этого бюджета уходит Яндексу и Google, которые зарабатывают на контекстных объявлениях, когда люди ищут смартфоны и пылесосы. Тут нет пересечения с новостными бюджетами», - подчеркивает он.




Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Разнонаправленное развитие немецкого бизнеса в России

Разнонаправленное развитие немецкого бизнеса в России

Олег Никифоров

0
1009
Магнус Карлсен демонстрирует fair play и первым выходит в финал

Магнус Карлсен демонстрирует fair play и первым выходит в финал

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

О том, что мешает широкому развитию сетевых шахмат

0
2256
Больше сериалов и немного документалистики

Больше сериалов и немного документалистики

Вера Цветкова

В телеэфире и на видеоплатформах ожидаются интересные новинки

0
1236
Депутатский запрос на выращивание поколения будущих победителей

Депутатский запрос на выращивание поколения будущих победителей

Елена Герасимова

Ядром воспитательной политики была и остается Великая Отечественная война

0
1381

Другие новости

Загрузка...