0
2757
Газета Экономика Печатная версия

01.08.2020 09:00:00

Инкассатор - это почти супермен

Как в Сбербанке устроена работа с наличным денежным обращением

Тэги: сбербанк, инкассатор, деньги, наличные


сбербанк, инкассатор, деньги, наличные Фото пресс-службы Сбербанка

1 августа - День инкассатора. По этому случаю старший управляющий директор - директор департамента "Центр управления наличным денежным обращением"Сбербанка Алексей ПОНОМАРЕНКО рассказал корреспонденту "НГ" Владимиру ПОЛКАНОВУ, как устроены сбор и перевозка наличных денежных средств в крупнейшем банке страны, какие требования предъявляются к работникам этой сложной специальности и что они желают друг другу на свой профессиональный праздник.

- Алексей Петрович, ежегодно 1 августа в России отмечается День инкассатора. История банковского дела у нас в стране уходит корнями в середину XVIII века. Без малого два столетия спустя зародилась инкассация. Как банки обходились без инкассаторов столь долго и что послужило предпосылками для возникновения этой профессии?

- Я бы сказал, что вы подобрали правильное слово - обходились, причем с трудом. Все мы понимаем, что перевезти деньги безопасно всегда было серьезной проблемой для их владельца. Пожалуй, даже до появления банковской системы. Государству нужно было собирать казну, купцам - вести торговлю. Исторически эту задачу решали с помощью армии, государственной почты, охранной службы. Банки и торговцы либо сопровождали ценности своими силами, либо искали наемный конвой. Понятно, что о какой-то централизованной и тем более профессионально подготовленной службе речи не шло.

По существу, справлялись как могли до начала XX века. В революционные времена вероятность того, что деньги не доедут из пункта А в пункт Б резко возросла. Поэтому сопровождение ценностей доверили органам госбезопасности. Так продолжалось до 1939 года, когда был создан прообраз современной службы - в составе Госбанка СССР было сформировано Управление инкассации и перевозки ценностей. Собственно Всероссийский день инкассатора, который мы празднуем 1 августа - как раз дата создания этого подразделения. День, когда официально закрепили статус профессии инкассаторов - людей, которые занимаются перевозкой денежных средств и отвечают за их сохранность.

- Сегодняшний инкассатор - кто он, какими качествами и навыками обладает?

- Если представить себе, что инкассатор из 39-го года оказался бы в составе современной бригады, он точно не поверил бы своим глазам. Сегодняшняя инкассация (могу говорить, конечно, только за Сбербанк) - это супер-технологичная служба. Практически все наши процессы оцифрованы. Просто для примера: главный рабочий инструмент нашего сотрудника - специальное мобильное устройство (терминал сбора данных). Там в онлайн-режиме регистрируются все задачи, туда приходят заявки и т.д. Мы обеспечиваем безопасность сотрудников на основе высокотехнологичных решений. Применяем самые последние достижения в этой отрасли в мире - начиная со спецконтейнеров, в которых при взломе окрашиваются деньги, до системы пассивной безопасности автомобилей. Отдельно отмечу, что мы сейчас расширяем функционал коллег: появилась должность "инкассатор-мастер", т.е. специалист, который может еще и отремонтировать банкомат. Таким образом, наш инкассатор сегодня должен быть современным, грамотным и технически "продвинутым".

Очень важный момент для нас - взаимоотношения с клиентами. Инкассатор должен не только вовремя приезжать по заявке, но и уметь оставить хорошее впечатление. Мы постоянно замеряем уровень удовлетворенности потребителей. Без ложной скромности скажу, что этот показатель в Сбербанке всегда на стабильно высоком уровне, что говорит о клиентоориентированности наших сотрудников.

Нельзя обойти вниманием личные качества сотрудников. Работать в инкассации непросто в психологическом плане: это большая ответственность и повышенные риски. Важна моральная устойчивость, волевые качества и, конечно, смелость. Как говорится, трус не работает в инкассации.

Физическая подготовка также играет важную роль. Инкассатору не только приходится переносить банковские ценности, а весят они порой немало, но еще и экипировку: бронежилет и оружие должны быть всегда при себе. Кстати, в этом году к празднику мы подготовили спецпроект: инкассаторы и кассиры делятся своими программами спортивных упражнений и приглашают всех желающих тренироваться вместе на специальном сайте https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/inkassfitness. Мало кто об этом задумывается, но инкассатор должен быть "многостаночником"и почти суперменом.

- Насколько искусственный интеллект (AI) интегрирован сегодня в работу службы инкассации?

- Сбербанк активно использует AI при выстраивании рабочих процессов. В нашем случае речь идет о применении искусственного интеллекта и компьютерного зрения для обработки потокового видео с регистраторов, установленных на автомобилях инкассации. Мы хотим научить систему в реальном времени оценивать внешние угрозы, предупреждать о потенциальной опасности, а также контролировать соблюдение сотрудниками требований безопасности.

Если говорить о нашей объединенной кассово-инкассаторской службе, то элементы искусственного интеллекта мы используем для управления наличной ликвидностью. Это софт собственной разработки, который на основе анализа больших данных прогнозирует, какие объемы средств понадобятся в сети банкоматов и терминалов, других объектах. Кстати, эту систему мы выводим на внешний рынок - как комплексную услугу для других кредитных организаций.

Мы активно работаем над применением AI в клиентской аналитике для анализа индивидуальных запросов клиентов и подготовки кастомизированных предложений. Сейчас у нас в работе несколько таких проектов.

- Какие еще передовые технологии - техника, система контроля и автоматизации процесса - используются в работе?

- Я уже упоминал мобильные устройства - терминалы сбора данных, которыми пользуются инкассаторы. Это часть большой сложной системы, которая разработана для автоматизации процесса и ухода от "бумаги". Заявки от клиентов поступают в онлайн-режиме, обрабатываются на сервере, инкассатору на устройство поступает задача. Получая ценности в кассово-инкассаторском центре, он просто сканирует специальные штрих-коды на упаковке, которые проставили кассовые работники: ничего не нужно подписывать, пересчитывать и т.д. А когда клиенту нужно расписаться за проведенную операцию, он ставит подпись прямо на экране планшета стилусом. Таким образом, все процессы работы инкассаторов оцифровываются и в онлайн-режиме регистрируются на наших серверах.

Еще один важный проект, который работает в паре с предыдущим - собственная логистическая система. Она строит оптимальные маршруты инкассации с учетом поступающих заявок.

Наша система безопасности и контроля - тема отдельного интервью и, конечно, мы многое раскрывать не можем. Скажу коротко: на инкассаторов Сбербанка нападать не имеет смысла. Спецконтейнеры, в которых переносятся средства, при попытке взлома окрашивают деньги несмываемой краской. Такие купюры уже нельзя будет использовать в обращении. Пытаться завладеть автомобилем инкассации тоже бессмысленно. За ними круглосуточно ведет наблюдение центр мониторинга: специалисты знают, где находится машина и что происходит на маршруте. При малейшем подозрении на нештатную ситуацию двигатель и двери могут быть удаленно заблокированы. Кроме того, в спецтранспорте устанавливаются так называемые дроп-сейфы - взломозащищенные хранилища, работающие только «на прием», открыть которые можно только на объекте следования.

- Как стать инкассатором? Какие профессиональные критерии предъявляются при отборе? Как осуществляется профессиональная подготовка (VR)?

- Кандидат в инкассаторы должен сдать зачет по физической подготовке, а также пройти проверку службы безопасности банка. На работу он принимается с трехмесячным испытательным сроком. За это время нужно изучить нормативные документы, получить разрешение на оружие, пройти стажировку и сдать зачеты. Только после этого инкассатор может приступать к работе.

Профессиональная подготовка совершенствуется постоянно. В конце года каждый обязан сдать зачеты по теории, физической подготовке, владению оружием, а также по использованию всех средств защиты. Мы регулярно организуем ситуационные тренировки, где отрабатываются как рабочие процессы, так и нештатные ситуации. Периодически проводятся совместные учения с сотрудниками МВД.

Сейчас мы начали использовать при подготовке инкассаторов технологии виртуальной реальности. VR-лаборатория Сбербанка разработала для нас уникальный тир: сотрудник надевает очки виртуальной реальности, берет в руки массо-габаритную модель пистолета ПМ и оказывается в 3D-мире. Здесь он может не только оттачивать мастерство стрельбы по мишеням, но и развивать навыки работы в сложных тактических условиях.

- Существует ли здоровая конкуренция между подразделениями инкассации внутри банка и как определяются лучшие профессионалы?

Каждый год мы проводим два масштабных конкурса - "Всероссийские соревнования по инкассаторскому многоборью"и "Лучший инкассатор". Участники со всей страны соревнуются в стрельбе и вождении спецавтомобиля, силе и выносливости, а также в знании профессиональных инструкций. Оцениваются даже навыки оказания первой помощи и противопожарная подготовка. Кроме того в конкурсе "Лучший инкассатор"в ходе специальной деловой игры мы оцениваем и soft skills сотрудников. Победители получают хорошие призы и, конечно, всеобщее признание.

- Могли бы Вы назвать основные цифры, характеризующие масштабы работы Службы инкассации?

- Мы совершаем около 5 тыс. выездов в день, это 2 млн выездов в год. Обслуживаем около 200 тыс. объектов, каждый день наши инкассаторы преодолевают расстояние в 320 тыс. километров, а в год эта цифра составляет 117 млн км.

- Какие направления развития службы инкассации вы видите?

- Одно из важных направлений развития Сбербанка сейчас - формирование экосистемы, т.е. широкого спектра сервисов (не только финансовых) под нашим брендом. Для инкассаторской службы мы видим здесь потенциал синергии с компаниями экосистемы. К примеру, совместно со СберЛогистикой мы развиваем услугу доставки посылок, почты, и прочих ценных грузов.

Приоритетная задача для нас - постоянное улучшение сервиса как в отношении предоставления новых услуг, так и качества обслуживания.

Хорошие прогнозы мы делаем по новому продукту, который я уже упоминал, - оптимизации ликвидности других банков. Сюда может добавиться и комплексное управление их налично-денежным обращением: обслуживание отделений и устройств самообслуживания (включая техническое).

В отношении клиентского опыта мы делаем упор на развитие онлайн-сервисов: предлагаем использовать мобильное приложение "Сбербанк инкассация"и перейти на электронный документооборот. Развиваем нашу площадку "Маркетплейс налично-денежного обращения", где собраны поставщики и подрядчики в нашей индустрии.

Инкассация идет в технологичное цифровое будущее, и мы активно работаем над тем, чтобы его приблизить.

- В этот праздничный день что бы вы пожелали сотрудникам и коллегам из других банков?

- Знаете, в инкассации принято желать спокойных маршрутов. Поддержу эту традицию, ведь самое важное для любой команды - это люди. Пусть все будут здоровы и благополучны!

Отдельно хочу передать спасибо инкассаторам Сбербанка за их без преувеличения доблестный труд в сложный период пандемии. Сотрудники оказалась на передовой и не просто справилась с повышенной нагрузкой, но и помогали нашим пожилым гражданам. Из-за карантина те из них, кто не имеет банковских карт, не могли получить свою пенсию. Поэтому мы организовали акцию по доставке наличных на дом. Благодарю вас, коллеги, и поздравляю с профессиональным праздником!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Даже льготная ипотека оказалась не по карману гражданам

Ольга Соловьева

Около 80% жителей страны не имеют финансовых возможностей для покупки жилья

0
2120
Новые национальные цели дезавуируют старые нацпроекты

Новые национальные цели дезавуируют старые нацпроекты

Михаил Сергеев

Несмотря на отказ от прежних версий, Счетная палата продолжает следить за графиком их финансирования

0
1674
Рост безработицы остановят к концу года

Рост безработицы остановят к концу года

Михаил Сергеев

Среднее пособие лишившимся источников дохода составляет в России 8572 рубля в месяц

1
1270
Разрыв с офшорами грозит России инвестиционной паузой

Разрыв с офшорами грозит России инвестиционной паузой

Ольга Соловьева

Москва намерена преодолеть нежелание Никосии повышать налоги на дивиденды

0
2088

Другие новости

Загрузка...