0
4929
Газета Экономика Печатная версия

27.08.2020 20:19:00

Поколение Z выбирает овощи и фрукты

Молодым россиянам не хватает денег на вредные привычки

Тэги: молодежь, зумеры, зож, потребительские установки, расходы, продукты, экономия


молодежь, зумеры, зож, потребительские установки, расходы, продукты, экономия Молодые россияне куда чаще оказываются приверженцами активного образа жизни.  Фото агентства «Москва»

Молодые россияне демонстрируют отличные от взрослого поколения потребительские привычки, сообщают исследователи потребительских предпочтений граждан РФ. В частности, молодежь куда чаще предпочитает мясу овощи и фрукты, отказываясь также и от табака. С одной стороны, российские зумеры (то есть те, кто родился после 1996 года) действительно в большей степени, чем взрослое поколение, пропагандируют здоровый образ жизни (ЗОЖ), однако эта декларация может быть и вынужденной. Доходы молодых россиян зачастую куда ниже их более старших товарищей, замечают эксперты.

Представители поколения Z, то есть родившиеся после 1996 года, на 29% чаще покупают овощи и фрукты и на 27% реже – мясо и птицу. Эти выводы основаны на анализе покупок пользователей – клиентов банков и микрофинансовых организаций (МФО) с июня по август 2020 года. При этом в структуре трат молодых пользователей овощи и фрукты занимают 22% общего бюджета на товары широкого потребления, а мясо и птица – 15%. Для сравнения: поколение Y (родившиеся с 1981 по 1996 год) тратит на мясную продукцию 17% своего бюджета, а поколение X (родившиеся с 1965 по 1980 год) – 19%.

Разные поколения демонстрируют различные потребительские установки не только в питании. Как показывает исследование платежного сервиса «Скрепка», траты россиян разных возрастов на товары повседневного спроса в целом существенно различаются. К примеру, в среднем россияне тратят на покупку товаров повседневного спроса, к которым относятся продукты питания, бытовая химия, предметы личной гигиены, зоотовары, детское питание и лекарства, около 17,5 тыс. руб. в месяц в крупных городах и 11,5 тыс. в месяц в других регионах. Расходы зумеров на такие товары оказываются меньше. Так, проживающие в крупных городах молодые россияне тратят в месяц около 16,5 тыс. руб., проживающие в регионах – 10,4 тыс. руб.

Экономя на еде и бытовой химии, зумеры куда реже старшего поколения покупают алкогольные напитки и сигареты. «В чеках зумеров в 1,6 раза реже встречается алкоголь и в 2,1 раза реже табачная продукция», – сообщают исследователи. В целом среди молодых потребителей наблюдается общий тренд на здоровый образ жизни, уверены исследователи.

Различия в потреблении разных поколений связаны с их возрастными и поведенческими особенностями, считают эксперты «НГ». «Теория поколений Х, Y и Z дает четкую характеристику людей разного возраста. Приоритеты поколения Х довольно традиционны – семья, работа, дети. Отсюда и приверженность традиционному потреблению», – объясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В свою очередь, поколение Y в большей степени стремится делать карьеру, меньше склонно к созданию семьи и появлению детей. «Стремление к получению удовольствий и комфорта делает это поколение идеальным потребителем, который любит все новое, активно покупает много товаров, при этом не стремится экономить», – рассуждает он.

Потребление поколения Z основывается на том, что модно в данный момент, считает Сигал. «Зумеры больше ориентируются на лидеров мнений, блогеров и знаменитостей, которые уже много лет пропагандируют ЗОЖ», – соглашается гендиректор сервиса «Скрепка» Алексей Шумилин.

Многие молодые люди сегодня действительно придерживаются активного образа жизни, подтверждает завкафедрой маркетинга и рекламы РАНХиГС Юлия Сяглова. «Они много внимания уделяют здоровью, а значит, покупают овощи и фрукты и не злоупотребляют алкогольными напитками. Тренд на ЗОЖ проявляется как в стиле питания молодежи, так и в открытии новых нишевых концептуальных форматов предприятий», – считает она. Кроме того, напоминает эксперт, среди молодых людей куда больше тех, кто следует модным тенденциям в сфере питания, приобретая какие-то специфические продукты, или выбирает особый стиль питания. «Например, веганы и вегетарианцы, сыроеды. Из-за своих взглядов этим людям не хочется есть пищу животного происхождения, и поэтому они уходят в растительное мясо, овощи и фрукты. Среди людей более старшего поколения число тех, кто выбирает такой стиль питания, меньше», – указывает Сяглова.

Нужно понимать, что зумеры – это поколение, которое большую часть своей жизни, а некоторые и всю жизнь формировалось и росло в стерильных условиях, где девиантное поведение и употребление табака и алкоголя всячески порицалось, напоминает доцент Российского экономического университета им. Плеханова Николай Перепелкин. «В массы продвигались идея и образ успешного человека, не связанного с алкоголем и сигаретами. Нужно ли говорить, что предыдущие поколения росли и формировали свое мировоззрение в более доступной, в том числе и в плане опасных для здоровья увлечений и привычек, атмосфере. Если какое-то время назад сигарета и алкоголь могли привлекать подрастающее поколение как символ «взрослости», то в настоящее время имидж «взрослого и самостоятельного человека» поддерживает его умение и способность построить карьеру, добиться результатов, декларацию здоровья и красоты как тела, так и духа», – замечает эксперт.

Известно также и об особом отношении зумеров к сложной и вредной пище, напоминает он. «В целом представители поколения Z более склонны придерживаться здоровых диет или диет оздоровления, что отражено в их покупках. Но не стоит забывать, что часть этих людей все еще могут проживать с родителями, то есть быть частью домохозяйства, где «нездоровые», но привычные продукты покупаются в общей семейной продуктовой корзине», – указывает Перепелкин. То есть расходы зумеров на свою потребительскую корзину могут быть меньше еще и потому, что они просто все еще проживают с родителями, а их собственные доходы сильно меньше старших возрастных групп.

Не исключено, что экономия на мясе и товарах повседневного спроса у зумеров вынужденная.

О банальном отсутствии у молодого поколения свободных средств говорят и недавние опросы банков. Так, исследование страховой компании «Росгосстрах жизнь» и банка «Открытие» показало, что поколение зумеров зачастую зарабатывает много меньше своих старших товарищей. В частности, около 62% опрошенных в возрасте до 23 лет тогда заявили, что зарабатывают ежемесячно от 5 до 25 тыс. руб.

Помимо меньших заработков зумеров отличает и меньшая заинтересованность в кредитах. Так, в этой возрастной категории самая высокая доля тех, у кого нет текущих обязательств перед банками (более 58%), говорилось в исследовании. Для сравнения: в возрастной категории от 24 до 39 лет кредитов нет у 39%, в категории от 40 до 54 лет – у 42%, в категории от 55 лет – у 56% (см. «НГ» от 09.04.20).

Очевидно, это две стороны одной медали – низкие доходы влекут за собой недоступность кредитов для этой возрастной группы. «Молодые люди до 23 лет обычно не имеют кредитов просто потому, что у них нет необходимого для этого уровня доходов. Многие в этом возрасте живут с родителями, и необходимости в ипотеке просто нет», – замечали эксперты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Треть семейного бюджета – расходы на продукты

Треть семейного бюджета – расходы на продукты

Анастасия Башкатова

Россияне распробовали мясные деликатесы и сыры

0
2199
В помощь студенческим семьям при университетах создадут детские комнаты

В помощь студенческим семьям при университетах создадут детские комнаты

Наталья Савицкая

Молодые мамы мечутся между кормлением младенцев и посещением лекций

0
6613
Алкоголь оказался вреднее сокращения расходов на медицину

Алкоголь оказался вреднее сокращения расходов на медицину

Михаил Сергеев

Ученые нашли новый способ увеличения продолжительности жизни в РФ

0
3650
Правительство займется трудоустройством молодежи

Правительство займется трудоустройством молодежи

Анатолий Комраков

Безработица среди россиян до 30 лет вдвое выше средних показателей

0
2729

Другие новости