0
5102
Газета Экономика Печатная версия

28.02.2021 20:16:00

Настоящий кризис ждет регионы уже в этом году

Сокращение трансфертов из Центра обернется для субъектов России потерей финансовой стабильности

Тэги: регионы, экономика, кризис, финансовые трансферты, пандемия, коронавирус


Первый год пандемии российские регионы прошли относительно благополучно благодаря увеличению финансовых трансфертов из Центра на 54%. Доходы местных бюджетов значительно увеличились, хотя более половины субъектов РФ завершили год с бюджетным дефицитом, подсчитали эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ). Экономическая ситуация в регионах в 2021 году вряд ли улучшится, а Минфин скорее всего будет противиться наращиванию им бюджетной помощи.

Суммарный показатель собственных доходов регионов в прошлом году практически не изменился. По итогам 2020 года доходы консолидированных региональных бюджетов составили почти 15 трлн руб., или 13,65% ВВП, подсчитали эксперты ВШЭ.

Необычно большую роль в формировании региональных доходов сыграли трансферты из федерального бюджета – их доля в доходах составила около 25%. Примерно такая же помощь из Центра была оказана субъектам и в кризисном 2009 году. При этом существенно изменилась структура собственных поступлений. Экономический кризис привел к падению поступлений от налога на прибыль на 13%. А поступления от акцизов увеличились на 5,7%. Сборы от НДФЛ увеличились на 7,5%.

Однако за этой средней статистической картиной скрываются серьезные региональные различия. Собственные доходы в прошлом году сократились у 32 регионов, а у 11 из них это сокращение превысило 10%. «Лидерами по сокращению собственных доходов стали прежде всего регионы с сырьевой направленностью экономики – Тюменская область, Республика Коми, республики Татарстан и Башкортостан», – перечисляют эксперты ВШЭ. Причина такого падения понятна – это падение цен на углеводороды. Именно поэтому региональные бюджеты столкнулись с резким падением поступлений налога на прибыль, что и обусловило падение собственных доходов.

В прошлом году существенно изменилась структура трансфертов регионам из федерального бюджета. Сократилась, в частности, доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом увеличилась доля субсидий. Значительной осталась и доля иных трансфертов. Также выросла доля прочих дотаций, использовавшихся для оказания помощи регионам, в том числе медицинской помощи больным коронавирусной инфекцией.

40-4-2700.jpg
Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов в % к ВВП. 
Источник Высшая школа экономики



















Расходы консолидированных региональных бюджетов в прошлом году подскочили на 15%. Увеличение расходов региональных бюджетов в первом полугодии происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения. Так, расходы на здравоохранение выросли на 71% год к году, на социальную политику – на 23%. А расходы на обслуживание долга сократились на 5%.

В неизменных ценах расходы региональных бюджетов выросли в 2020 году на 11%. Этот показатель оказался самым высоким за всю новейшую российскую историю. Дефицит консолидированных региональных бюджетов составил в прошлом году 677 млрд руб., что стало рекордным показателем с 2006 года. В Счетной палате (СП) ранее также подтверждали, что 2019 год российские регионы завершили с профицитом в 4,7 млрд руб. А 2020-й с дефицитом бюджетов завершили почти две трети российских регионов. «58 регионов имели дефицит от 1% до 21%», – заявила в эфире радио «Эхо Москвы» профессор МГУ Наталья Зубаревич. Для сравнения: в 2019-м таких регионов было 35, в 2018-м – всего 15.

Заметно увеличилась и долговая нагрузка регионов. Так, суммарный региональный и муниципальный долг на конец 2020 года вырос почти на 400 млрд руб., составив таким образом 2,8 трлн руб., или 2,7% ВВП. При этом в Санкт-Петербурге долг вырос в 2,8 раза, в Пермском крае – в 2,3 раза, в Кемеровской области – в 1,9 раза, в Камчатском крае и Иркутской области – в 1,7 раза, Челябинской области – в 1,6 раза. Впрочем, в 25 регионах госдолг снизился, а в 11 – остался на уровне начала 2020-го, рассказывали в СП.

«Такой прирост долга свидетельствует о том, что примерно 290 млрд руб. бюджетного дефицита регионов было профинансировано за счет средств на бюджетных счетах», – рассказывают в Центре развития.

Отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам субъектов РФ составило 27,3%, однако в трех регионах объем госдолга превысил 100% доходов. Среди таких отличившихся аудиторы называют Мордовию (195,2%), Хакасию (137,5%) и Удмуртию (130%). Еще в 17 регионах госдолг превысил 70% по отношению к объему налоговых и неналоговых доходов, отмечали в ведомстве.

При этом федеральные чиновники намерены сократить дотации субъектам в 2021 году. В 2020-м только на компенсацию выпадающих доходов регионов в связи с пандемией федеральный кабмин направил 300 млрд руб., тогда как в 2021 году бюджетная поддержка субъектов РФ запланирована в объеме 100 млрд. Глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что его ведомство сейчас «очень аккуратно относится к расходам текущего года» с тем, чтобы эти средства, если они не будут использованы, перешли в резерв правительства, а дальше – на усиление поддержки регионов. При этом на выполнение национальных целей, обозначенных указом президента, регионам будут выделять 700 млрд руб. межбюджетных трансфертов ежегодно. «Будем предметно мониторить ситуацию с исполнением региональных бюджетов и, конечно, оказывать помощь для исполнения первоочередных обязательств», – обещал министр.

Урезание трансфертов регионам чревато печальными последствиями, считают эксперты. «Законом о федеральном бюджете на 2021–2023 годы трансферты из федерального бюджета регионам по сравнению с фактическим уровнем 2020 года должны будут сократиться на 25%», – напоминают в ВШЭ, полагая, что это негативно скажется и на поступлениях НДФЛ. Если же предположить, что в текущем году увеличатся поступления от налога на прибыль в региональные бюджеты в связи с ростом экономики, то это вернет доходы субъектов РФ на уровень 2019 года, рассуждают ученые.

Многие регионы в текущем году могут оказаться в более сложном финансовом положении, чем в 2020 году. «В такой ситуации федеральному Центру целесообразно сохранить поддержку регионов в части бюджетных кредитов в масштабах 2020 года и найти возможность увеличить бюджетные трансферты сверх запланированного уровня», – подчеркивают в Центре развития. «Учитывая резервы федерального бюджета, помимо Фонда национального благосостояния дополнительные средства на поддержку регионов в 2021 году могут быть найдены без нарушения его общей конструкции», – считают в ВШЭ.

Базовый фактор – сильное снижение поступлений налога на прибыль – никуда не делся, утверждает Зубаревич. А трансферты федерального Центра остаются единственной поддержкой регионов. «Малый и средний бизнес замерли в ожидании экономической оттепели, у крупного бизнеса в инвестиционных программах расписана каждая копейка. Иностранным инвесторам практически нет дела до проблемных и не совсем прозрачных по их критериям российских регионов. Это не Москва, Казань, Санкт-Петербург и Краснодар, куда бы они инвестировали. Получается, что единственный, кто может оказать такую беспрецедентную помощь регионам, – это федеральный Центр», – отмечают в аналитическом центре «Альпари».

Удар по экономике и социальной сфере может обойтись гораздо дороже, говорит гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. При этом ресурсы для помощи регионам имеются. «Сохранились федеральные резервные фонды. Есть возможность и для новых федеральных займов», – рассуждает он. Правда, есть риск, что наращивание помощи приведет к разгону инфляции, а региональные власти, не привыкшие к большим деньгам, не сумеют ими эффективно распорядиться, что приведет к финансовым потерям, росту казнокрадства и коррупции. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Едва созданное правительство Франции оказалось под угрозой отставки

Едва созданное правительство Франции оказалось под угрозой отставки

Надежда Мельникова

Две крупнейшие оппозиционные партии собрались объявить кабинету Лекорню вотум недоверия

0
443
В мире падает интерес к углю

В мире падает интерес к углю

России предстоит пересмотреть свои подходы к спасению кризисной добывающей отрасли

0
482
Круговорот машин: от ремонта к перерождению

Круговорот машин: от ремонта к перерождению

Михаил Аким

Высокие технологии и циркулярная экономика перестраивают мировой автопром

0
432
Чего лишилась Европа вместе с "Северным потоком – 2"

Чего лишилась Европа вместе с "Северным потоком – 2"

Клим Легчаков

Евгений Типайлов

Издержки ЕС стали для России нереализованной выгодой, а для США – источником наращивания экспорта сжиженного природного газа

0
676

Другие новости