0
3960
Газета Экономика Печатная версия

14.07.2021 19:55:00

Кудрин указал предел налоговой нагрузки

Счетная палата критикует идею Минфина перенастроить фискальную систему

Тэги: счетная палата, кудрин, налоги, минфин


счетная палата, кудрин, налоги, минфин Алексей Кудрин сомневается в эффективности очередного повышения акцизов. Фото РИА Новости

В Счетной палате обещают дать оценку предложениям Минфина о необходимости повышения налогов. Об этом в среду объявил глава СП Алексей Кудрин. Он считает, что, к примеру, в части акцизов потенциал дальнейшего повышения сборов близок к исчерпанию, так как их собираемость и так довольно высока. В СП также задаются вопросом, почему при решении не менять налоговую систему в течение шести лет вновь ведутся разговоры о повышении налогов. Впрочем, ранее декларации о «неизменности» налогового ландшафта никак не мешали чиновникам повышать ставки налогов.

«При рассмотрении прогноза бюджета на три года на бюджетной комиссии Минфин представил оценку необходимости повышения налогов и их собираемости примерно на 400 млрд руб.», – рассказал Алексей Кудрин, отмечая, что СП сделает оценку этих предложений. Однако, продолжает он, ряд предложений, связанных с индексацией акцизов на табак, алкоголь, сахаросодержащие продукты не дадут того эффекта, на который Минфин рассчитывает, «в силу высокой исчерпанности этих мер для повышения налогов».

Во-первых, потому, что по акцизам на табак в России собираемость очень высокая, а следовательно, потенциал постоянного повышения ставок близок к исчерпанию. «Собираемость по акцизам на табак в стране уже сейчас очень высокая. В 2018 году – 100,2%; в 2019 году – 101%; в 2020 году – 98,5%; за январь–апрель 2021 года – 99,8%», – сообщили «НГ» в пресс-службе СП. Кроме того, продолжают в ведомстве, за период с 2016 по 2020 год наблюдается ускорение темпа роста ставки акцизов на табачную продукцию над темпами роста поступлений акцизов в бюджет. От 3,6% в 2017 году до 36,3% в 2020 году, указывают в СП.

«По акцизам на алкоголь дополнительное повышение будет связано с увеличением завоза из соседних стран Евразийского экономического союза, где таких высоких акцизов нет, поэтому мы скорее всего не получим прогнозируемых доходов», – говорит глава СП.

Таким образом, считают в ведомстве, заявленный рост налоговых сборов на 400 млрд руб. скорее всего не будет получен. «Однако подтвердить это предположение мы сможем только после того, как Счетная палата проведет оценку предложений Минфина», – подчеркивают аудиторы.

Кроме того, как предупреждает главный аудитор РФ, к любым налоговым изменениям необходимо относиться «очень осторожно». Он также напомнил, что правительство в 2018 году обещало шесть лет не менять налоги, а жить по сложившимся. «Сейчас правительство обсуждает все-таки возможность изменения некоторых налогов», – отмечает Кудрин.

Заметим, ранее СМИ сообщали, что правительство обсуждает так называемую донастройку налоговой системы, которая может приносить в бюджет по 400 млрд руб. ежегодно в период с 2022 по 2024 год.

В частности, предполагалось, что только совершенствование системы уплаты акцизов привлечет около 100 млрд руб. Речь также шла о повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургической отрасли, корректировке и расширении режима налога на дополнительный доход для нефтяников, а также донастройке налогообложения состоятельных физлиц и прочих мерах.

При этом для повышения собираемости налогов с состоятельных россиян Минфин предлагал изменить начисление страховых взносов в Пенсионный фонд с более высоких доходов. Отметим, на сегодняшний день работодатель платит с зарплаты сотрудника 22% в ПФР до тех пор, пока его зарплата накопленным итогом по году не достигает суммы 1,46 млн руб. Как только этот порог превышен (речь идет о зарплатах выше 122 тыс. руб. в месяц), ставка падает до 10%. Минфин хочет повысить предельную базу для расчета так, чтобы к 2024 году уровень зарплат, с которых платятся пониженные взносы в фонд, вырос до 138 тыс. руб. в месяц, писали СМИ.

147-4-2480.jpg
Глава Минфина Антон Силуанов ранее
обещал неизменность налоговой политики
в течение шести лет.
Фото фонда «Росконгресс»
Помимо этого в ведомстве Антона Силуанова предлагали сформировать новые правила начисления налога на имущество для налогоплательщиков, стоимость имущества которых в совокупности превышает 500 млн руб. Новая налоговая категория может приносить бюджету 50 млрд руб. ежегодно, подсчитывали в Минфине.

В самом ведомстве после сообщений отмечали, что говорить о конкретных параметрах бюджета на ближайшие три года пока некорректно, а обсуждение сборов чиновники назвали «стандартным этапом бюджетного процесса».

Интересно также, и на это и указывает Алексей Кудрин, что «донастройка» налоговой системы через повышение сборов происходит, после того как власти вроде бы договорились налоги не повышать.

Так, в мае 2018-го глава Минфина Антон Силуанов обещал, что правительство на протяжении следующего шестилетнего цикла не будет менять налоги. «У нас еще идет дискуссия в правительстве РФ по отдельным настройкам, значит, тех реформ, которые мы должны провести в том числе по вопросам налогов. Государство что должно сделать? Создать стабильные условия, в первую очередь это налоги. Да, и мы говорим о том, что сейчас на протяжении шестилетнего периода, следующего цикла, мы не будем менять налоги», – рассказывал он.

Чиновник тогда обещал, что государство будет уменьшать те налоги, которые негативно влияют на бизнес. «Необходимо упростить налоги и вообще отношения с государством большому слою предпринимателей, малых предпринимателей, самозанятых, которые сейчас еще работают в сером секторе», – рассуждал министр. Правда, тогда же он не исключал «определенной настройки» системы.

Собственно, обещание не повышать налоги никак не помешало властям практически сразу повысить ставку налога на добавленную стоимость (НДС). Напомним, закон, повышающий ставку НДС c 18 до 20%, вступил в силу с 1 января 2019 года. Антон Силуанов повышение налога объяснял необходимостью определить долгосрочные источники финансирования, в том числе и для нацпроектов. Такое решение позволит получить несырьевые источники дохода, размер которых не будет меняться в связи с колебаниями внешней экономической конъюнктуры, добавлял он. Президент РФ Владимир Путин заявлял, что изменение ставки призвано сдержать ненефтегазовый дефицит страны на приемлемом уровне.

По мнению экспертов «НГ», замечание Алексея Кудрина оказалось своевременным, так как налоговая база достигла максимума и для бизнеса, и для граждан. «В период непростого выхода экономики страны из рецессии и ее неоднородного восстановления это, пожалуй, не самая лучшая идея со стороны Минфина», – считает представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода, полагая, что оснований для повышения налогового давления на бизнес и граждан сегодня нет.

«Мы снова неожиданно для Минфина живем с профицитным бюджетом, который позволяет усиливать социальный вектор развития страны. Профицит федерального бюджета РФ за первое полугодие 2021 года, по оценке Минфина, составил 625,91 млрд руб. Причем почти 64% доходов бюджета составили налоговые поступления от физических и юридических лиц, а налог на экспорт составил лишь 26% совокупных поступлений. Похоже, что даже в этом непростом году профицит российского бюджета может достичь 1%, и главными его героями стали россияне, а не пресловутый экспорт сырья за рубеж», – отмечает эксперт.

«По оценкам западных СМИ и ведущих финансовых институтов, капитал российского происхождения за рубежом достигает отметки 1,1 трлн долл. И если в Россию снова вернутся эти деньги или хотя бы половина, то это повысит интерес международных инвесторов как минимум к инвестициям в российский фондовой рынок. Минфину должна быть интересна эта тема для реализации», – рассуждает экономист. Пока же, продолжает он, складывается впечатление, что Минфин желает захлебнуться в избыточной рублевой массе, одновременно закупая резервные валюты.

Цель введения акциза – в первую очередь пополнение определенных бюджетных статей, говорит управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. «В России, как и во всем мире, сейчас наблюдается снижение инвестиционной активности, в том числе и со стороны государства, и это обуславливает потребность наполнения бюджетов. Для этого используются дополнительные денежные эмиссии, займы, но применяются и фискальные инструменты», – поясняет он.

Другое дело, продолжает эксперт, что неизменность налоговой системы представляет собой политическую декларацию, а практика отхода от таких обещаний в угоду текущим потребностям – совершенно нормальное явление для российской политической системы.

Предложения Минфина о повышении акцизов и о повышении налогов с политической точки зрения несвоевременны, считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «И с точки зрения ухудшения доверия к власти перед сентябрьскими выборами в Госдуму и в целом, так как народ сильно обнищал после кризиса и прошлогоднего локдауна, а рост акцизов однозначно приведет к повышению цен», – говорит эксперт. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Регионы из черного списка правительства скрывают доходы

Регионы из черного списка правительства скрывают доходы

Анатолий Комраков

Счетная палата указала бедным субъектам на внутренние резервы финансирования

0
1115
Повышение налогов не решило проблему лечения детей

Повышение налогов не решило проблему лечения детей

Анатолий Комраков

Родители пытаются собрать сотни миллионов рублей на дорогие лекарства

0
1737
Бюджет для "нормализованной" экономики

Бюджет для "нормализованной" экономики

Анастасия Башкатова

Расходы на здравоохранение все-таки сократятся

0
2227
"Светофор" готовится сменить правительство Меркель

"Светофор" готовится сменить правительство Меркель

Олег Никифоров

Ради кресла канцлера социал-демократ Шольц поступился рядом своих требований

0
1277

Другие новости

Загрузка...