0
5128
Газета Экономика Печатная версия

17.08.2022 20:29:00

Дефицит углеводородов ломает санкционные рамки

Японские министры просят свои компании остаться в российских газовых проектах

Тэги: япония, местные компании, энергетические проекты, рф, спг, нефть, сахалин 2

Все статьи по теме "Санкционные войны"

япония, местные компании, энергетические проекты, рф, спг, нефть, сахалин 2 Япония не хочет терять доступ к российскому СПГ. Фото с сайта www.gazprom.ru

Японское правительство советует местным компаниям не выходить из энергетических проектов в России из-за острой нужды Японии в сжиженном природном газе (СПГ). Долю иностранцев, которые решили прекратить энергетический бизнес в РФ, охотно могут выкупить компании из Индии или Китая.

Япония до 4 сентября должна дать официальный ответ по поводу продолжения участия в проекте «Сахалин-2», сообщил в среду новый министр экономики, торговли и промышленности страны Ясуноси Нисимура (назначен 10 августа) после встречи с руководством корпорации Mitsubishi. «Я попросил в положительном ключе рассмотреть вопрос о сохранении участия в проекте», – сказал Нисимура. «Предполагается, что Mitsubishi с уважением отнеслась к подобному намерению властей», – отмечает агентство «Киодо».

Еще 12 августа представитель Mitsubishi сообщил РИА Новости, что у компании пока нет решения относительно дальнейшего участия в проекте.

Также в среду несколько японских компаний заявили, что получили официальное уведомление от России о переводе проекта «Сахалин-2» на нового оператора. Речь идет о компаниях Kyushu Electric Power Company и Saibu Gas Co, которые закупают сжиженный природный газ с «Сахалина-2».

Японские власти проявляют непоследовательность и настойчивость, ранее аналогичную просьбу при личной встрече с руководством еще одного японского участника российского проекта – компании Mitsui – высказывал предыдущий министр экономики Коити Хагиуда. Он же рассказывал, что Япония передала США информацию о планах сохранить свои доли в проекте. Хагиуда отмечал, что, выйдя из проекта, Токио уступит долю третьим странам, а Россия получит гигантскую прибыль.

В 2021 году Россия была пятым по величине поставщиком СПГ в Японию, на нее приходилось 9% от общего объема импорта (74,32 млн т). Кроме того, из РФ Страна восходящего солнца получает 4% от общего объема импорта сырой нефти – 2,48 млн барр. в сутки (б/с). По данным Международной группы экспортеров СПГ, в 2021 году на «Сахалине-2» было законтрактовано 9,2 млн т (12,7 млрд куб. м) СПГ. Для сравнения, мировая торговля СПГ выросла на 6% в 2021 году – до 380 млн т, сообщалось в ежегодном прогнозе концерна Shell.

30 июня президент РФ Владимир Путин подписал указ, по которому в начале августа оператором «Сахалина-2» вместо бермудской Sakhalin Energy стала российская «Сахалинская Энергия», зарегистрированная в Южно-Сахалинске, которой переходят права и обязанности от предыдущего оператора. По указу, имущество Sakhalin Energy передается в собственность РФ с одновременной передачей в безвозмездное пользование новому оператору.

В Sakhalin Energy «Газпрому» принадлежали 50% плюс одна акция, англо-голландской Shell – 27,5% минус одна акция, японским Mitsui и Mitsubishi – 12,5% и 10% соответственно. «Газпром» свою долю в проекте сохраняет, Shell делал заявления, что уходит, японцы, видимо, хотят остаться. Однако даже после того, как иностранцы официально заявят, согласны ли они принять аналогичную долю в новом операторе, российское правительство еще три дня будет решать, передать ее или отказать. Непереданные доли будут проданы, а иностранцы получат вырученные деньги на спецсчет за вычетом нанесенного ими ущерба. Также условием работы, очевидно, становится проведение платежей через российские банки, оплата в рублях.

О том, какой ущерб нанесен иностранными участниками «Сахалина-2», неизвестно. Однако точно подсчитано, сколько РФ потеряет на действиях иностранцев в еще одном (всего их в стране три) проекте, действующем по соглашению о разделе продукции (СРП) – «Сахалине-1». В начале июля зампред правительства – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев сообщал, что добыча нефти в рамках этого СРП-проекта сократилась в 22 раза – до 10 тыс. б/с. В итоге в 2023 году, по его подсчетам, бюджет Сахалинской области недополучит четверть доходов (порядка 38 млрд руб.).

5 августа президент РФ запретил еще одним своим указом совершать до 31 декабря этого года сделки по изменению долей участия, прав и обязанностей, которые принадлежат участникам соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» и Харьягинскому месторождению. В частности, это коснется американской ExxonMobil, которая еще 1 марта объявила о выходе из всех проектов в России. Эксперты отмечали, что объемы снижения экспорта в июне из РФ до самого низкого показателя с августа прошлого года точно соответствуют объему экспорта с «Сахалина-1», и обвинили ExxonMobil в самостоятельном сворачивании добычи там.

Япония же, как стало известно в среду, возобновила в июле импорт российской нефти, хотя в мае страна на встрече «большой семерки» в Германии согласилась с поэтапным отказом от российских энергоносителей. Пока поставки небольшие: с января по июнь 2022 года объем импорта снизился на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Объем сократился на 65% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года, свидетельствуют данные японского Министерства финансов.

В среду, кстати, возникла еще одна брешь в санкциях. Британия выдала лицензию, разрешив платежи в адрес санкционных банков РФ за поставки бензина в Монголию. Вероятно, сыграл роль тот фактор, что Россия – основной поставщик нефтепродуктов в эту страну.

Экспорт нефти из российских портов, по данным отслеживания судов Bloomberg, на прошлой неделе снизился на 22% к предыдущей неделе – до 2,86 млн б/с. Это самый низкий уровень за 5 месяцев, отмечают аналитики «БКС Мир инвестиций». Сокращение они связывают со снижением закупок азиатскими потребителями, крупнейшими из которых являются Китай и Индия.

Эксперты «НГ» не видят никаких проблем в связи с возможной сменой участников проекта «Сахалина-2». «После ухода Shell производство почти наверняка сохранится, используемые на проекте турбины прошли обслуживание и смогут работать в том числе в 2023 году, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Используемые на проекте турбины Frame 7EA и Frame 5 в мире достаточно распространены, их можно получить по параллельному импорту, пока в России не будет создана собственная подходящая под проект техника».

Японские компании в проекте останутся, так как Япония не рискнет терять 8–9% от всего потребляемого газа в стране, считает эксперт. «В крайнем случае продать СПГ другим покупателям в Азии не составит труда, на этот товар хороший спрос, и японцы это понимают, – говорит он. – Оптимально было бы, чтобы доля Shell в итоге ушла китайским или индийским инвесторам, это лучшее решение в сравнении с тем, если доля Shell перейдет какой-либо российской компании напрямую».

«Мы не ожидаем проблем с операционной деятельностью на «Сахалине-2» даже после ухода Shell, – сказал «НГ» аналитик «Финам» Сергей Кауфман. – Вероятно временное снижение производства, так как некоторые недружественные страны могут отказываться от поставок, например, из-за требования перейти на оплату через российский банк. Однако мы полагаем, что среднесрочно проблем с реализацией у проекта не возникнет, так как при текущем дефиците предложения на рынке СПГ найти нового покупателя будет несложно».

Эксперт отмечает, что пока риторика представителей Японии говорит о заинтересованности страны продолжить свое участие в проекте, несмотря на перенос оператора проекта в российскую юрисдикцию и требование перейти на оплату через российский банк. «Найти свободные объемы СПГ на текущем дефицитном рынке слишком проблематично, что и вынуждает японские компании сохранять свою долю в «Сахалине-2», – говорит эксперт. Наиболее вероятным покупателем он считает одну из российских газовых компаний – «НОВАТЭК» или «Газпром».

России необходимы технологии Mitsui и Mitsubishi для реализации проекта, сказал «НГ» аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он также считает, что японцы предпочтут остаться в проекте, а доля Shell будет продана либо индийским, либо китайским компаниям. Но не исключает варианта с национализацией доли Shell. «Оплата в рублях – это формальности, ведь сначала она поступает в долларах, а только потом их конвертируют на бирже. А в вопросе энергетической безопасности Японии такие формальности не учитываются», – говорит Чернов. 



статьи по теме


Читайте также


Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Из Сеула полетела критика в адрес Москвы и Пекина

Владимир Скосырев

Южная Корея может поучить соблюдению гражданских свобод даже союзников США

0
1073
Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Коммунисты наблюдали за выборами по привычке

Дарья Гармоненко

Последующие попытки оспорить результат зависят от итогового номера левого кандидата

0
1603
Проблему регионального долга Россия и Китай решают по-разному

Проблему регионального долга Россия и Китай решают по-разному

Ольга Соловьева

Пекин рекомендует закредитованным провинциям сдерживать свои расходы

0
1637
Ось Москва–Тегеран–Пекин обретает реальность на море

Ось Москва–Тегеран–Пекин обретает реальность на море

Владимир Скосырев

Россия пробивает окно на Юг через Иран

0
1333

Другие новости