0
3055
Газета Экономика Печатная версия

08.04.2024 20:12:00

Машины не для жизни

Почти 70% легковых автомобилей, которыми пользуются россияне, выпущены до 2014 года

Тэги: автостат, легковые автомобили, старые машины, снижение мобильности, параллельный импорт, санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

автостат, легковые автомобили, старые машины, снижение мобильности, параллельный импорт, санкции Чем старше автомобиль, тем чаще он требует ремонта и тем выше риски дорожно-транспортных происшествий. Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru

Как выяснил «Автостат», примерно 70% легковых автомобилей в России старше 10 лет. А экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН описали для автомобильной отрасли и авторынка РФ четыре сценария, некоторые из которых буквально шокируют. Худшие варианты развития событий предполагают не просто проблемы с доступностью для потребителей новых авто или подходящих запчастей и комплектующих, а гораздо более глубокие изменения в худшую сторону: снижение мобильности населения, рост вредных выбросов, усугубление рисков для здоровья граждан из-за аварий.

Сейчас в России насчитывается свыше 32 млн легковых автомобилей, произведенных ранее 2014 года. Это почти 70% зарегистрированных в РФ машин. Оставшиеся около 30% – автомобили, выпущенные уже в 2014-м и позже. Такие данные обнародовал в понедельник «Автостат».

Как ранее уже писала «НГ» (см. номер от 18.03.24), переходящие из рук в руки машины стареют. И хоть новые китайские автомобили и привлекают все больше автовладельцев, однако, по данным «Автостата», на начало текущего года в России числилось около 1,5 млн легковых машин китайских марок: на долю «китайцев» приходится лишь около 3% от всего парка легковых автомобилей в стране.

«Существует большая неопределенность относительно будущего процесса автомобилизации», – предупредили авторы исследования, опубликованного в новом выпуске журнала «Проблемы прогнозирования», который издается ИНП РАН. «Изменения могут носить качественный характер», – пояснили научный сотрудник ИНП РАН Сергей Милякин, младший научный сотрудник ИНП РАН Нина Скубачевская и эксперт из Московского физико-технического института Сергей Валеев. Они описали для России четыре сценария автомобилизации в новых условиях.

Самый первый сценарий – самый мрачный: он назван «Жесткие ограничения». «По мере вступления санкционного давления в полную силу прямой импорт автомобилей и автомобильных компонентов становится все более дорогим и недоступным. Можно предположить, что текущий уровень реализации санкций связан не столько с возможностью их обхода, сколько с тем, что принятые нормативные акты еще не перешли в фазу исполнения и контроля», – пояснили авторы. Этот же фактор может повлиять на производство как локализованных марок, так и отечественных.

Несмотря на то что российский рынок привлекателен для Китая, «существует некоторая вероятность нарушения сотрудничества с западными странами, это может стать стимулом для китайских компаний отказаться от дальнейшего импорта и производства автомобилей в России», предполагают исследователи. Теоретически такой кризис мог бы стать окном возможностей для отечественных производителей. Но при условии масштабных инвестиций.

«Еще одним источником пополнения парка может остаться покупка импортных подержанных автомобилей, осуществляемая в настоящее время физическими лицами. В основном это создаст поддержку рынку Дальнего Востока и Сибири», – отметили исследователи. При этом в рамках столь негативного сценария стоит учесть тогда еще и влияние таких факторов, как «экономическая депрессия и низкая динамика доходов», следует из описания.

Резюмируя, главная характеристика этого сценария – дефицит. Экономисты сообщили, что в 2015 году в стране насчитывалось 289 легковых автомобилей на 1 тыс. человек. В рамках данного сценария показатель за десятилетия изменится скромно: к 2035 году он вырастет лишь на 28% по отношению к уровню 2015-го – до 369 легковых авто на 1 тыс. человек.

Второй сценарий ближе к текущему положению дел – он назван «Балансирование». Предполагается сохранение, с одной стороны, дефицита, но с другой – способности его частично компенсировать. Например, за счет ввоза новых автомобилей в рамках параллельного импорта, а также из Китая. Поставки из-за рубежа зависят от пропускной способности транспортных путей, впрочем, эти ограничения «успешно преодолеваются уже в 2023 году».

Кроме того, из-за санкционного давления, рисков для поставщиков, «а также монопольного положения китайских компаний в России» в этом сценарии ожидается опережающий по сравнению с доходами населения рост цен на автомобили. Локализованные и отечественные производители не смогут насытить рынок: эксперты ссылаются на гипотезу о проблемах с импортом технологий и оборудования. Более привлекательными для потребителей по соотношению цены и качества будут поставки подержанных авто.

Итог этого сценария – «ограниченное предложение будет балансировать ограниченный спрос населения». Число легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. человек увеличится с 2015-го по 2035-й примерно на 31% – до 378 легковых авто на 1 тыс. россиян.

Далее описываются более позитивные варианты. Третий сценарий получил название «Преодоление кризиса»: предполагается преодоление дефицита автокомпонентов и производственного оборудования. «Такое развитие событий возможно при достаточной финансовой обеспеченности отрасли – в частности, при поддержке государства», – считают авторы. А основным свойством автомобильного рынка в этом сценарии становится его структура, аналогичная той, которая была до кризиса-2022: основную долю занимает производство локализованных и отечественных брендов.

«При этом разнообразие марок достигается не за счет страны производителя, а за счет ориентации производителей на потребности и запросы потенциальных покупателей. Также поддержку автомобилизации в этом сценарии оказывает расширение импорта запчастей и сервисного обслуживания купленных автомобилей», – отметили исследователи.

Доходы населения растут. Так что в этом сценарии спрос и предложение находятся в равновесии, однако на более высоком уровне, чем в предыдущем варианте. Что примечательно, в рамках такого сценария число легковых автомобилей вырастет существеннее всего – сразу ровно в полтора раза, до 434 машин на 1 тыс. человек по состоянию на 2035 год.

Наконец четвертый вариант – «Выход из изоляции». Предполагается, что «изоляция от западных стран будет ограничена двумя-пятью годами, после чего начнется процесс отмены санкций и возвращения на российский рынок локализованных производств марок разных производителей, включая западных». Естественно, это расширит спектр предложения для потребителей. Более того, со стороны спроса в перспективе двух-пяти лет ожидаются посткризисный подъем доходов населения, балансировка валютного курса. Рынок будет сбалансирован. Число легковых авто составит в 2035 году 428 машин на 1 тыс. человек. Рост по сравнению с уровнем 2015 года немного меньше, чем в полтора раза – на 48%.

Чем же все это будет чревато? Результатом реализации первых двух – негативных – сценариев может стать снижение мобильности граждан. Что, в свою очередь, будет угнетающе воздействовать, допустим, на сферу туризма, да и в целом на экономическую активность в разных регионах и отраслях. Оба этих сценария означают старение автопарка в стране. Вследствие чего эксперты ожидают увеличения вредных выбросов и шумового загрязнения окружающей среды, усугубления рисков, связанных с износом автомобилей, неисправностями, авариями на дорогах, а это уже существенная угроза здоровью и жизни граждан.

Чтобы минимизировать такие риски, нужно будет усиленно развивать систему общественного транспорта, причем не только в крупных городах, опираться на достижения цифровой эпохи (условная «удаленка», но она не решит всех проблем), вкладываться в развитие здравоохранения, заниматься расселением населения и обеспечением семей необходимой социальной инфраструктурой в шаговой доступности.

Следующие два сценария – позитивные – базируются на предпосылках активного экономического роста, в основе которого либо успехи отечественных производителей, включая автопроизводителей, либо восстановление торговых связей с другими странами, что будет предполагать опору на импортные поставки. И хоть оба варианта предполагают, что у потребителей будет выбор, по какой цене и какого качества им покупать автомобили, предпочтительнее именно третий (успешно импортозамещенный) сценарий, следует из исследования.

Однако эксперты указывают на значительную неопределенность в реализации как третьего, так и четвертого сценария: где брать оборудование, кадры и ресурсы для инвестиций? 


Читайте также


Россия может победить в санкционной битве с Западом

Россия может победить в санкционной битве с Западом

Михаил Сергеев

Правительству РФ советуют восстановить стимулы для частных инвестиций

0
2471
Нужна ли Россия Латинской Америке

Нужна ли Россия Латинской Америке

Ирина Акимушкина

Причины сложностей транзита через Стамбул в Новый Cвет

0
2201
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
2611
Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Михаил Сергеев

Чиновники повысили прогноз по росту реальных доходов населения

0
2081

Другие новости