0
1674
Газета От редакции Интернет-версия

16.02.2009 00:00:00

Ниша для книгоноши

Тэги: книги, торговля, кризис


Пагубные последствия мирового финансового кризиса в книжном бизнесе сегодня налицо. Зашатались такие гиганты книготорговли, как «Топ-книга» (10% общего объема розничных продаж) и «Букбери». Прогнозируются резкое падение покупательского спроса на книги, рост цен, уменьшение ассортимента, сокращение числа книжных магазинов, вымывание с рынка маленьких и средних издательств.

Интересно, что финансовый кризис 1998 года отразился на книгоиздании крайне слабо. Книжный рынок тогда был далек от насыщения и демонстрировал низкую эластичность, то есть относительно слабую зависимость числа приобретаемых книг от цены на них. Последствия текущего кризиса для книжного бизнеса гораздо более драматичны. Почему? Причина, по-видимому, в том, что к тому моменту, когда разразился мировой финансовый кризис, книжная отрасль уже несколько лет пребывала в состоянии системного кризиса. Именно на этот кризис прошлой осенью наложились другие отягощающие обстоятельства, а именно резкое снижение ликвидности, трудность перекредитования, неподъемность процентных ставок.

Какова природа системного кризиса книжной отрасли? Как правило, говорится о кризисе перепроизводства. Но в Европе ежегодно издается в среднем четыре-пять книг на душу населения в год, а в России – три с половиной. Зато в Европе один книжный магазин приходится на каждые 10 тыс. жителей, а в России – на 60 тыс. Если бы книжный рынок демонстрировал прежнюю низкую эластичность, кризисные явления были бы легко скомпенсированы некоторым повышением цен на книги. В условиях снижения цен на бумагу (до 10%), на полиграфические услуги (5–7%), а в некоторых регионах арендной платы это позволило бы издательствам и ретейлерам чувствовать себя даже в условиях кризиса столь же уверенно, как в 1998 году.

Но есть все основания полагать, что корень проблем не в классическом перепроизводстве, при котором спрос полностью удовлетворен, а в недостаточном развитии книготорговых коммуникаций, пресловутом «эффекте узкого горлышка», не позволяющем существующим книготорговым сетям донести весь ассортимент продукции до покупателя. Существующая система книготорговли не способна удовлетворить спрос в регионах, а доля интернет-покупок невелика из-за высоких цен за доставку и значительных сроков пересылки. Как следствие, от 40 до 60% (по разным оценкам) оборота книжной продукции приходится на долю Москвы и Санкт-Петербурга.

Кроме того, все последние годы наблюдалось выстраивание издательствами собственных систем распространения. В такие сети крайне сложно пробиться мелким и средним издательствам, а ориентация на узкую обойму раскручиваемых авторов приводила к уменьшению предлагаемого ассортимента и ухудшению предложения в целом. В итоге читатель за пределами столицы оказался фактически лишен доступа к интересующим его изданиям, не имел возможности познакомиться со всеми существующими предложениями издателей.

В то время как за пределами Москвы почти исчезли независимые книжные магазины, во всем мире независимая книготорговля процветает. В Европе и Америке увеличивается доля независимых магазинов, которые специализируются на определенном сегменте книжного рынка и представляют только книги по выбранному профилю: эзотерике, фантастике, учебной литературе и тому подобному, и в избранном сегменте с ними не может сравниться ни один универсальный книжный магазин. Кроме того, небольшие независимые книжные магазины обеспечивают индивидуальное обслуживание и более теплые отношения с покупателями. Деятельность специализированных магазинов позволяет привлекать своего покупателя. Независимые участники книготорговли обладают гораздо большей гибкостью и эффективностью в работе с покупателем.

А между тем возродить независимую книготорговлю очень просто, например, предлагая на муниципальном уровне под специализированные книжные магазины подвальные или чердачные помещения по низким ценам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Оппозиция опасается неприятных законодательных сюрпризов

Оппозиция опасается неприятных законодательных сюрпризов

Дарья Гармоненко

Перед выборами 2026 года в регионах возобновилась практика урезания партсписков

0
399
Иноагенты продолжают пользоваться российскими деньгами

Иноагенты продолжают пользоваться российскими деньгами

Иван Родин

В Госдуме разработали меры по оперативному выявлению пособников и посредников

0
445
Туркменский нейтралитет испытывают на прочность

Туркменский нейтралитет испытывают на прочность

Виктория Панфилова

Вашингтон меняет тактику в отношении Ашхабада

0
475
Приоритетная поддержка потребуется почти всем отраслям экономики

Приоритетная поддержка потребуется почти всем отраслям экономики

Михаил Сергеев

Министры будут повышать устойчивость народного хозяйства каждую неделю

0
499