Фото Reuters
Генеральный директор Фонда кино Антон Малышев, которого цитирует Интерфакс, обосновал решение фонда тем, что «эксперты не рекомендовали субсидировать этот фильм, и мы согласны с мнением экспертов – у фильма нет прокатного потенциала. Ситуация приобретает особенное, русско-кафкианское звучание: ведь и Минкульт все время ссылается на мнения и решения экспертов. Выходит, у нас в стране появилось как минимум два отряда экспертов – один консультирует и дает советы Минкульту, другой – Фонд кино.
Серебренников – не единственная «жертва» нынешнего распределения бюджетных денег, среди не получивших господдержку и новый фильм Павла Лунгина. А ведь и Серебренников, и Лунгин – из тех режиссеров, которые в последние годы приносили и славу, и победы, и награды России на разных международных и авторитетных киноплощадках. Можно, разумеется, сказать: прошлые победы не гарантируют успеха новым проектам, и даже вспомнить, как в кулуарах очень многие возмущались, когда в очередной раз то одному, то другому мэтру и патриарху советского кино вновь и вновь выдавали господдержку, хотя и силы были уже не те, и фильмы – тоже не те. Но нынешние случаи, очевидно, другого ряда.
Поддержку Фонда кино получили в общей сложности 66 проектов. 12 кинокомпаний-лидеров и 34 другие компании получили поддержку на производство, а также и на прокат своих картин. Фонд кино в этом году распределял 3 млрд. руб., из которых – по уже объявленным ранее условиям – 966 млн. руб. распределены на возвратной основе, в том числе 583 млн. – на условиях стопроцентного возврата, а 150 млн. – на условиях участия Фонда кино в прибыли, и 232,6 млн. руб. на прокат фильмов на условиях возвратности. Довольно строго надо отчитываться и за деньги, которые выделяет Минкульт. Некоторые объяснили жест Серебренникова повышенной режиссерской эмоциональностью, хотя, по словам продюсера его картины, им просто нет смысла брать минкультовские 30 млн. руб., поскольку на эти деньги и в ранее объявленные сроки снять картину уже не получится. А платить еще и штрафы у группы возможностей нет.
Наконец, как всегда в таких случаях, встает во весь рост вопрос: а кому и за что тогда дали государственную поддержку? Фонд кино, этого никто не скрывает, поддержит фильмы «С Восьмым марта, мужчины!», «Вий» и «В спорте только девушки», а на прокат получит, к примеру, поддержку лента «Три мушкетера» продюсера Сергея Жигунова и т.п. Может, что-то не так тогда в системе принятия решений?