0
7881
Газета От редакции Печатная версия

06.03.2024 18:14:00

Не забыть про фундаментальную науку

О значении чистой теории для технологического прогресса

Тэги: фундаментальная наука, управление, кадровые перемены, ран, геннадий красников, программы, финансирование


фундаментальная наука, управление, кадровые перемены, ран, геннадий красников, программы, финансирование На фото встреча Владимира Путина с президентом Российской академии наук Геннадием Красниковым. Фото сайта kremlin.ru

Накануне выборов президента России вполне ожидаемо одной из главных тем в научном сообществе становится обсуждение (потенциальных) кадровых перемен в структурах управления наукой. Но, возможно, для дальнейшего развития отечественной научно-технологической сферы это не имеет никакого значения. Ну, почти никакого: роль личности в истории совсем уж не учитывать было бы неправильно. И тем не менее...

Если попытаться выделить главную идею из того, что сказал Владимир Путин в Послании Федеральному собранию РФ относительно сферы исследований и разработок, это может быть следующий посыл. Фактически предложен поиск баланса между прикладной наукой (технологиями) и фундаментальными исследованиями. Поиск такого баланса можно только приветствовать. Это действительно, так сказать, онтологическая боль всей государственной научно-технической политики (ГНТП). Но есть вопросы.

Во-первых, источники финансирования заявленных программ? Президент потребовал более чем вдвое увеличить совокупные вложения государства и бизнеса в науку и довести их долю до 2% ВВП к 2030 году. Напомним, в принятом в 1996 году «Законе о науке и государственной научно-технической политике» фиксировался показатель в 4% расходов на науку от расходной части бюджета. В тот момент Россия тратила на науку 0,4–0,5% ВВП. По обнародованным в конце февраля данным профсоюза РАН, в 2020 году финансирование науки было на уровне 1,09% ВВП, в 2021-м – 0,99%, в 2022-м – 0,94%. Для сравнения: в 2020 году в Южной Корее – 4,8%, в США – 3,4%, в Японии – 3,27%, в ФРГ – 3,14%, в Китае – 2,4%.

Во-вторых, какая организационная структура будет реализовывать предложенные инициативы? Почти все озвученные президентом в Послании проекты в сфере науки и высшего образования касаются развития существующих программ: «Приоритет–2030», установки мегасайенс, строительство 40 университетских кампусов до 2030 года (на это планируется потратить 400 млрд руб.). То есть, по сути, задача – масштабировать уже известные программы. Впрочем, какие-то не принципиальные трансформации в структурах управления наукой могут происходить. Так, на днях появилась информация о том, что может быть подготовлен отдельный закон о Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС).

Наконец, возможно не самое очевидное, традиционно относимое к области сугубо философского, отвлеченного теоретизирования: развитие фундаментальной науки. Ясно, что РАН уже по факту не способна закрыть эту нишу. Да и не собирается это делать. Характерно обращение одного из заместителей директора Института проблем передачи информации РАН к сотрудникам: «Страна меняется и институту придется меняться вместе с ней. Приоритеты изменились. Просто заниматься свободным и бесконтрольным творчеством больше не получится!.. Хватит строить иллюзии, что наука – это что-то, что пригодится в далеком будущем и что чем меньше людей могут понять меня великого, тем я умнее».

Звучит, конечно, в стилистике первых советских пятилеток, но это только лишний раз показывает остроту отмеченной выше принципиальной проблемы ГНТП. Прогресс науки и научно-технической прогресс, хотя и сильно пересекающиеся области, все же вполне самостоятельные понятия и сущности. В качестве инструмента научно-технической деятельности наука, безусловно, прогрессирует. Но для поддержания этого инструментального прогресса необходимо позаботиться именно о теоретической науке. Например, создать еще один национальный проект – «Фундаментальная наука». Пока же, в 2024 году, на нее планируется выделить менее 0,15% ВВП. При этом даже уровень 0,4% ВВП – уровень финансирования фундаментальной науки, типичный для тридцатки ведущих государств, а никак не пятерки, попадание в которую мы декларируем как цель. 


Читайте также


Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2703
Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
2050
Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Достижению технологического суверенитета помешала терминология

Анастасия Башкатова

В научной среде и на государственном уровне не сложилось четкого понимания, чего именно надо достичь

0
2982
Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Обязательное медстрахование вызвало претензии Счетной палаты

Михаил Сергеев

Высокий уровень совместительства врачей снижает доступность и качество медпомощи в РФ

0
2782

Другие новости