Фото Reuters
Случилось то, чего от Дональда Трампа в США и много где за пределами этой страны давно и с нетерпением ожидали многие, от президента Украины Владимира Зеленского до лидеров стран постсоветской Прибалтики. Хозяин Белого дома сменил риторику.
Он больше не говорит, что США согласны только на роль посредника между Москвой и Киевом. Он называет Россию «бумажным тигром», рассуждает о крахе российской экономики, предлагает сбивать российские самолеты, если они вторгнутся в пространство страны НАТО, и заверяет украинцев, что они благодаря своему «несокрушимому духу» и помощи извне могут выйти к границам 1991 года, «а то и пойти дальше».
«Узнав и полностью поняв военную и экономическую ситуацию между Украиной и Россией, а также увидев экономические проблемы, которые она создает для России, я думаю, что Украина при поддержке Европейского союза в состоянии бороться и ОТВОЕВАТЬ всю Украину, вернув ее в ее первоначальное состояние», – написал Трамп в своей соцсети Truth Social.
Примерно то же и в схожих выражениях говорили чиновники администрации Джо Байдена, за что Трамп, глава Госдепа Марко Рубио и многие другие члены команды действующего президента их публично и неоднократно стыдили. Те же, кто верил, будто США вот-вот заставят Украину отказаться от каких-либо территорий и конфликт завершится скорым миром, более отвечающим чаяниям Кремля, чем президентского офиса на киевской улице Банковая, сейчас, как кажется, приуныли. Трамп, получается, не оправдал их надежд, даром что президент США вовсе не заверял, что оправдает.
Что ж, разочарование из-за завышенных ожиданий – штука горькая. Единственным способом избежать его является трезвая оценка ситуации, не основанная на стремлении увидеть в любой реальности только то, что хочется в ней видеть. Это относится к тем, кто надеялся, что Трамп – «наш человек в Вашингтоне», и к считающим, что сейчас он наконец-то «потерял терпение» и будет помогать Украине «по-настоящему».
За свою уже достаточно долгую политическую карьеру Трамп уже не раз демонстрировал, что при всей тяге к внешним эффектам и лести в свой адрес он вовсе не склонен что-либо делать под влиянием эмоций. Говорить – да, но не делать.
Всякий раз, принимая решения, Трамп соизмерял свои желания с возможностями. Это помогло ему победить на прошлогодних президентских выборах. Он изначально отказался от ставки на завоевание «не своего» электората и строил расчет на то, что дополнительные голоса придут к нему сами, благодаря промахам соперников и какому-нибудь случаю, которым остается только умело воспользоваться.
Надо только подождать и не идти на компромиссы и уступки ценой отказа от чего-то принципиально важного. Ведь это прямой путь к поражению: новых сторонников не приобретешь, старых потеряешь. Создается впечатление, что сейчас Трамп, став президентом, придерживается во внешнеполитических вопросах схожей тактики.
Хорошо «терять терпение», когда в запасе имеется эффективный метод воздействия на контрагента, чтоб применил – и добился нужного результата. С 2022 года на Западе убедились, что такого метода против России нет. Если санкции сработают – то все вместе и не сразу.
Если ситуация изменится – то не благодаря передаче украинским военным какого-либо чудо-оружия или еще какому чудо-решению, которое примут где-то в США или Европе. Поэтому Трамп комбинирует: то предлагает, то грозит, в надежде, что со временем какой-нибудь способ сработает. А время, как, видимо, убеждены и в Брюсселе, и в Белом доме, не на стороне России.