0
1174
Газета Образование Интернет-версия

24.12.2004 00:00:00

Олимпиада как она есть

Тэги: олимпиады, знания


олимпиады, знания Олимпиада по русскому языку пользуется особой популярностью у школьников, в том числе иностранных. На снимке – победительницы олимпиады из Индии.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

В последнее время часто говорят об олимпиадах как об альтернативе единому экзамену. Кто-то уверен в равноценности такой замены. Кто-то критикует эту идею, считая, что олимпиады развивают ученика «однобоко». Упрекают и в том, что слишком узко «горлышко» олимпиад, слишком малое количество школьников могут войти в число победителей. Чтобы понять, что же такое собственно олимпиада школьников, мы отправились в Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Каждый год около пяти сотен школьников участвуют в Московской открытой традиционной олимпиаде по лингвистике и математике. Вот уже 38 лет с небольшим перерывом это мероприятие проводит отделение теоретической (ранее – структурной) и прикладной лингвистики (ОТиПЛ) филологического факультета МГУ, с 1989 г. – совместно с факультетом теоретической и прикладной лингвистики Российского государственного гуманитарного университета (теперь он преобразован в Институт лингвистики РГГУ). Сопредседатели оргкомитета олимпиады – заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ профессор Александр Кибрик и доцент кафедры русского языка Института лингвистики РГГУ Елена Муравенко. Главная задача олимпиады – дать школьнику представление о такой науке, как структурная лингвистика, и заодно позволить понять, есть у него к ней способности или нет.

«Сейчас слово «лингвистика» употребляется направо и налево, – сетует Светлана Бурлак, одна из составителей олимпиадных задач, преподаватель ОТиПЛ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. – Часто приходится слышать: «лингвистические курсы», «лингвистическая подготовка», меж тем речь идет об обычных курсах иностранного языка. Лингвистика – это не просто знание языка или орфографии. Это точная наука, основанная на выявлении языковых закономерностей». Для участия в олимпиаде не нужно быть полиглотом, бегло разговаривающим на английском, французском и немецком. Здесь ребята-математики с аналитическим умом оказываются в более выгодном положении, чем начитанные гуманитарии, боящиеся формул и алгоритмов. В этом году немало математиков было и среди составителей заданий.

На олимпиаде предлагаются задания, где надо установить определенные связи в незнакомом языке, как правило, экзотическом или мертвом. Типичный пример: приводится несколько фраз на языке какого-нибудь малочисленного африканского или азиатского племени, с переводом на русский. Поняв принцип, по которому соотносятся части слов, школьник должен перевести заданные русские предложения на «африканский», а «африканские» – на русский. Для решения задач не требуются знания этого редкого языка и какая-то необыкновенная эрудиция. «Участнику хорошо бы помнить, что звуки есть гласные и согласные, а слова бывают разных частей речи», – шутят устроители олимпиады.

Бывают задачи и на основе русских диалектов или детской речи. Но такие задания даже труднее, чем переводы на гавайский или древнекитайский: восприятие родного языка отвлекает от самостоятельного выявления в нем правил.

Однажды на олимпиаду пришла девушка, хорошо владевшая грузинским. Ей выпало задание установить, по каким принципам в грузинском языке образуются числительные. Девушка обрадовалась «легкому» вопросу, перевела все нужные слова и посчитала задачу выполненной. Но обосновать образование известных с детства слов не смогла. «На самом деле именно в детстве мы делаем первые шаги в структурной лингвистике, – говорит Светлана Бурлак. – Это происходит, когда мы осваиваем родной язык, догадываемся, как образуются слова, какую роль они играют в предложениях. В детстве это стихийный процесс. А на олимпиаде предлагается пройти этот путь сознательно».

Победители олимпиады могут рассчитывать на поступление при полупроходном балле на отделение теоретической и прикладной лингвистики филфака МГУ. Это отделение, созданное в 1960 году, было задумано как содружество математиков и любящих математику филологов. На ОТиПЛе особые вступительные экзамены, куда входит пресловутая математика, и особая программа, отличающаяся от традиционной филологической: мало литературы и истории, много теоретических лингвистических дисциплин, математики и работы с компьютером, несколько иностранных языков. Сотрудники отделения подчеркивают, что с «филологическим факультетом у нас общие занятия только по физкультуре и философии». А в Санкт-Петербургском госуниверситете отделение теоретической лингвистики вообще существует при матмехе.

Структурные лингвисты совершают то, что под силу не каждому «чистому» филологу. Например, один из основателей ОТиПЛа (а ныне – академик РАН) Александр Зализняк доказал подлинность «Слова о полку Игореве». Питомцы этого отделения прославились и в областях, лежащих на стыке слов и цифр: приложили руку к созданию компьютерных словарей и знаменитого Fine reader, распознающего текст со сканера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1454
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3755
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2110
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2381

Другие новости