0
2344
Газета Образование Печатная версия

04.09.2008 00:00:00

Лицом к потребителям

Тэги: образование, вуз, обучение


Накануне первого сентября чиновники Минобразнауки вышли в народ с обсуждением модели «Российское образование-2020». Встреча директора департамента образовательной политики Игоря Реморенко с потребителями «образовательных услуг» (звучит почти как на рынке) прошла на виртуальной площадке Livejournal. К слову сказать, как раз коммерциализация образования и беспокоила народ в первую очередь. Вопросы задавались разные, предложения поступали иногда совсем радикальные. Игорь Реморенко ответил на все вопросы. Отвечал порой односложно. Как-никак первый опыт открытой дискуссии чиновника такого ранга в блогосфере┘

Игорь Реморенко объяснил народу, чего ждать от «Образования-2020»: «Обсуждаемая модель проектировалась исходя из интересов потребителя образовательных услуг. Мы предлагаем строить сферу образования так, чтобы ни одна образовательная траектория не стала тупиковой. Как нельзя раз и навсегда чему-то научиться, также нельзя лишать человека возможности переобучения, изменения своего образовательного уровня в зависимости от интересов и жизненных обстоятельств».

А чего же хотят от образования пользователи рунета? Хотят многого. Например, открытости образования. «Когда наше образование перестанет быть зацикленным на само себя? Я знаю, что во многих европейских вузах система обмена поставлена просто на поток?» – риторически вопрошал, видимо, молодой участник форума. По словам Игоря Реморенко, тогда, «когда все вузы по своей инициативе присоединятся к болонскому процессу, обмены пойдут более интенсивно и качество образования повысится. Конечно, еще одна мера – создание сети федеральных и исследовательских вузов. С их помощью мы будем конкурировать на международном рынке образовательных услуг».

Более старших участников беспокоило качество школьного образования. Многие родители спрашивали, где найти хорошую школу. Оно и понятно. После опубликования результатов ЕГЭ хорошую школу родители по всей стране теперь ищут не с фонариками, как раньше, а с прожекторами. В ответ им предложили активизировать работу попечительских советов собственных школ. В таком случае хороших учителей для своих детей можно будет искать всем миром, а плохих – изгонять. «Всегда будут школы и хорошие, и не очень, – написал в ответ блогеру Игорь Реморенко, – это очевидно. Но мы-то и хотим, чтобы максимальное число детей имело доступ к качественному образованию – хотя бы с современными условиями его получения. Я имею в виду современные учебные кабинеты, лаборатории, учебное оборудование, интернет и прочее. Сейчас, когда у нас в стране 65 тысяч классов, где учатся менее пяти детей, – создать такие условия невозможно. Поэтому мы и ставим приоритет создания хорошо оснащенных больших школ с хорошими условиями обучения».

Романтично настроенные участники форума предложили Минобразнауки изменить подход к образованию и, вспомнив успехи новаторов, начать массовое внедрение их передовых технологий в жизнь. Игорь Реморенко ничего не имеет против новаторов. Но уверен, «что методики большинства из них недостаточно технологичны. Они основаны на их личностных качествах, либо недостаточно описаны как технологии, а потому невоспроизводимы на массовом уровне┘ А способностями новаторов, увы, не обладает массовый учитель». И тут же добавил: «Для распространения таких методик сегодня нам сильно не хватает нормальной системы повышения квалификации и подготовки учителей. Пытаемся что-то делать в этом направлении. Например, есть перспективная модель проводить повышение квалификации на базе наиболее продвинутых школ (стажировки). Однако ярких таких примеров по всей стране не так много».

«А что значит «школы ступени обучения», – вопрошали въедливые участники форума, видимо, более внимательно прочитавшие модель «Образование-2020». – Что изменится благодаря этому нововведению?» По словам Реморенко, речь идет о том, что начальная школа, подростковая школа и старшая организуются в разных помещениях с разным расписанием занятий и разной организацией образовательного процесса. Благодаря этому ребятам легче общаться со сверстниками, младших не обижают старшие, а старшие не чувствуют себя малолетками.

Наиболее подкованные участники спрашивали о том, почему документ, представленный к обсуждению, называется модель, а не план, где есть список определений ключевых понятий, которые используются. «Модель» же означает, что возможны разные толкования. «Почему модель? Потому что, как нам кажется (или только хотелось бы), этот текст содержит не только идеи, но и способы их реализации. Судя по вашей оценке, это не очень нам удалось. Но будем совершенствовать».

Решительно настроенная часть интернет-сообщества предложила разом покончить с перегрузками и сократить школьные программы, построив их на реальных возможностях учеников. «Менее 30% детей успевают прочитать в школе «Войну и мир». На этих реальных цифрах надо строить реальные программы», – заявили читатели форума. Или: «Надо не заставлять заучивать формулы, а учить правильно выбирать их и использовать в Excel». «Обрезание» предлагали читатели устроить и русскому языку...

Онлайн – конференция продолжалась несколько часов. Как нас заверили в Минобразнауки РФ, теперь встречаться таким образом чиновники и народ будут чаще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Герои рождаются на полях сражений

Герои рождаются на полях сражений

Олег Фаличев

А обыватель следит за медийными клоунами

0
878
Атомный зонтик Лукашенко

Атомный зонтик Лукашенко

Дмитрий Литовкин

Белоруссия получит носители ядерного оружия

0
1019
Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Владимир Карнозов

Генеральный конструктор отмечает 90 лет со дня рождения

0
658
Реальное изделие для реальной войны

Реальное изделие для реальной войны

Сергей Кетонов

В России создано самое мощное неядерное оружие в мире

0
927

Другие новости