1
21096
Газета Образование Печатная версия

10.04.2014 00:01:00

Единый государственный – больше не экзамен

Чтобы чиновники убедились в принципиальной порочности ЕГЭ, понадобилось 15 лет

Тэги: экзамены, егэ, минобрнауки


экзамены, егэ, минобрнауки Фото Reuters

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в интервью газете «Известия» заявил, что из единого государственного экзамена (ЕГЭ) полностью уберут тестовую часть и введут устный экзамен по всем гуманитарным предметам. По сути, речь идет о признании провала длившегося 15 лет эксперимента с ЕГЭ.

«Обсуждается несколько принципиальных изменений, направленных на повышение прозрачности единого государственного экзамена, максимально выявляющих знания школьников и уровень усвоения ими образовательной программы, – сообщил вчера министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. – Мы планируем поэтапно исключить часть «А» из заданий единого государственного экзамена из всех вариантов по всем предметам».

Согласно нынешней структуре ЕГЭ, блок «А» – первый при сдаче экзамена и содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырех предложенных. Кроме отказа от блока-«угадайки» планируется введение устного экзамена по всем гуманитарным предметам и перевод сдачи госэкзамена с письменной формы на полностью электронный формат, сообщает Интерфакс. «Также мы планируем ввести устную часть в ЕГЭ, – подчеркивает Дмитрий Ливанов. – Вначале это будет иностранный язык, а затем такая технология будет опробована на всех гуманитарных предметах – истории, литературе и т.д.».

«Фактически это полное признание провала авантюры с ЕГЭ, – заявил в беседе с корреспондентом «НГ» член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – От ЕГЭ после этого, если называть вещи своими именами, ничего не остается. Ведь нас все время уверяли, что введение формализованного, основанного на тестах, ЕГЭ позволит избежать субъективности устного экзамена. И вот теперь – фактический отказ от тестовой системы. Это – исторический день, когда признан полный провал этого «эксперимента».

Действительно, ЕГЭ видоизменяет само понятие того, что должна дать школа, – это было очевидно большинству экспертов. Кроме руководителей системы образования, естественно. Так, бывший министр образования и науки, а теперь советник президента РФ Андрей Фурсенко с абсолютной уверенностью не устает повторять: наибольшим достижением является то, что общество приняло ЕГЭ. А то, что, по опросам учителей, выпускники школ получили бы не 5, а 30% двоек по математике, если бы их работы оценивались по принятым в СССР параметрам, Фурсенко, по-видимому, не смущает.

Итак, 15 лет ежегодно нам сообщали об «улучшениях в системе проведения ЕГЭ». И вот процесс улучшения пришел к своей логической развязке: улучшать больше нечего и некуда. Теперь, по словам министра, все окончательные изменения будут подготовлены не позднее августа этого года, чтобы уже с 1 сентября были известны новые правила игры, по которым пройдет ЕГЭ в 2015 году.

«Предлагается революция, – считает Александр Абрамов. – Неужели кто-то думает, что такое «изменение» можно сделать хорошо?». Между прочим, теперь возникает вопрос: кто ответит за фактический провал 15-летнего эксперимента над российским образованием? По мнению эксперта «НГ», чтобы принять разумное, взвешенное решение в сложившейся ситуации, необходимо срочно создать государственную комиссию по расследованию всех обстоятельств, связанных с ЕГЭ. В компетенцию этой комиссии в первую очередь должна войти разработка временных правил сдачи выпускных и вступительных экзаменов в сложившейся новой ситуации.

Само собой такой подход с необходимостью потянет упорядочение всего корпуса школьных учебников (сегодня их в стране более 3 тыс.) и изменение стандартов обучения в школе. Не случайно реформаторы образования готовы говорить обо всем что угодно – ужесточении контроля при проведении ЕГЭ, введении видеонаблюдения на экзамене, намеренного массового вброса в Сеть фальшивых заданий для ЕГЭ… Но категорически отказываются говорить о собственно содержании образования. Все сводится только к обеспечению так называемой «функциональной грамотности».

«Вопрос сегодня стоит так: либо серьезная, аккуратная, профессиональная реформа образования, либо надо забыть про 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил президент Владимир Путин», – уверен Александр Абрамов.

Остается только заметить, что ни одна страна в мире не добивалась социально-экономического успеха, если расходы на образование в ней составляли меньше 7% бюджета. В Российской Федерации в 2012 году было 4%, и сейчас этот показатель снижается. Для сравнения: в 1913 году в России на образование тратилось 3% бюджета. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Третий путь или звездный час Саркисяна

Третий путь или звездный час Саркисяна

Роман Каширин

Кризис власти привел к появлению новой  модели политической модернизации Армении

0
1152
Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Андрей Гусейнов

0
493
«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

Наталия Григорьева

Берлинский фестиваль объявил победителей основного конкурса и параллельной программы Encounters

0
1770
Открывать россиянам Черногорию преждевременно

Открывать россиянам Черногорию преждевременно

Сергей Коновалов

Ситуация с коронавирусом в стране ухудшается

1
1482

Другие новости

Загрузка...