0
4650
Газета Образование Интернет-версия

27.09.2016 00:01:00

До первой сотни наши вузы пока не дотягивают

Тэги: вузы, университеты, мировые рейтинги


вузы, университеты, мировые рейтинги Белым цветом на карте обозначены регионы, университеты из которых не попали в рейтинг THE. Карта с сайта www.timeshighereducation.com

Вышел очередной глобальный мировой рейтинг университетов Times Higher Education (THE). На этот раз Россия представлена в нем 24 вузами. Для сравнения: в прошлом году всего 13 российских вузов входили в рейтинг THE.

Как сообщает Министерство образования и науки РФ, среди 11 российских вузов, впервые попавших в рейтинг THE, наибольший прорыв совершили Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), занявший место в группе 351–400, и Высшая школа экономики (НИУ), оказавшаяся в группе 401–500.

Лучший результат среди российских вузов показал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, расположившись на 188-й позиции рейтинга. Существенное продвижение также совершил Московский физико-технический институт, поднявшись за год более чем на 200 позиций, заняв место в группе 301–350.

В группу 501–600 вошли Томский политехнический университет и Томский государственный университет, поднявшийся в рейтинге сразу на 100 мест. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого занял позицию в группе 601–800, а в группе 801+ оказались НИТУ «МИСиС», Уральский федеральный университет и впервые вошедшие в рейтинг Университет Лобачевского (Нижний Новгород), Российский университет дружбы народов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Сибирский федеральный университет.

Напомним, методология рейтинга THE основывается на 13 индикаторах эффективности, сгруппированных по пяти направлениям: преподавание, исследования (объем, доход и репутация), цитирование, международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности (трансфер знаний). И большое значение при составлении данного рейтинга придается результатам опроса представителей научного сообщества с целью выявления репутации вуза в академической среде.

Также напомним, что участие наших вузов в мировых рейтингах – это целая государственная программа, включающая попадание как минимум пяти отечественных вузов в топ-100 мировых рейтингов. Программа стартовала в 2013-м и гарантировала выбранным вузам финансирование в сумме 57,1 млрд руб. на период до 2017 года. Вузам было обещано 9 млрд в 2013 году, 10,5 млрд – в 2014-м, 12 млрд – в 2015-м, 12,5 млрд – в 2016-м и 13,1 млрд руб. в 2017 году. В ноябре 2015 года вышло постановление, которое продлило господдержку программы до 2020 года, а финансирование ведущих университетов в 2016 и 2017 годах увеличилось на 2 млрд в 2016-м и на 1,4 млрд руб. в 2017 году.

Что интересно, схожие задачи ставит себе не только наше государство. Пробиться в лидеры образовательных рейтингов столь же интенсивно, как и мы, стремятся государства с растущей экономикой. Например, Китай уже составил практически пошаговую «инструкцию» по завоеванию лидирующих позиций в мировых рейтингах к середине XXI века. Согласно вышедшему недавно Докладу ЮНЕСКО по науке до 2030 года, Китай занял второе место по объему затрат на научные и опытно-конструкторские работы. По этому показателю его опережают лишь США, а Европейский союз и Япония даже отстают. И еще Китай сегодня лидирует по количеству научных публикаций.

Как сообщают составители нынешнего рейтинга, в этом году в его методологию были внесены некоторые изменения. Впервые в анализ публикаций были включены книги, проиндексированные в базе данных научных публикаций Scopus. Это, по мнению составителей рейтинга, гарантирует более объективное отражение исследований в гуманитарных направлениях.  Впрочем, некоторые эксперты тем не менее убеждены, что составители и этих баз небезупречны. Иной раз и они по ошибке включают недобросовестные коммерческие журналы.

Например, такую точку зрения высказал Джеффри Билл, доцент, сотрудник библиотеки Аурария Университета Колорадо в Денвере (США) в последнем выпуске журнала «Международное высшее образование», выпускаемом НИУ ВШЭ. По его мнению, недобросовестные издания «непрозрачны, их деятельность не соответствует стандартам издательского дела. Они прибегают к спам-рассылкам, предлагая исследователям издать статьи за деньги. Хотя некоторые некоммерческие научные общества тоже взимают с авторов «постраничный сбор» на покрытие издательских издержек, у «плохих журналов» практика перекладывания этих трат на плечи авторов приобрела крупные масштабы. Эти журналы дают заведомо ложную информацию о своем местоположении. И практика рецензирования в них оставляет желать лучшего. Что, впрочем, и понятно, ведь честное рецензирование ставит коммерческое процветание издательств под угрозу.

Джеффри Билл считает, что в некоторых регионах мира недобросовестные издательства действуют более успешно, чем в других. Особенно много жертв недобросовестного издательского дела сегодня в Восточной Европе, в бывших республиках Советского Союза и в России.

Рейтинг THE большое внимание уделяет международной деятельности вузов. И опять же здесь многие страны наращивают свои усилия. Про Китай и говорить не приходится. Но от Китая не отстают и традиционные лидеры мировых рейтингов. Например, недавно канадское правительство обозначило задачу отправки как можно большего числа студентов для получения образования за рубежом. Сегодня речь идет как минимум о ежегодной отправке 50 тыс. канадцев за рубеж. Канаде нужны «лидеры завтрашнего дня», готовые участвовать и лидировать в глобальном сообществе, говорят авторы такой программы.

Ну и, наконец, каждый выход нового мирового рейтинга возрождает в России дискуссию о том, что участие в мировых рейтингах хорошо, но надо бы что-то делать и с оставшимися вне каких бы то ни было рейтингов вузами. И эти разговоры характерны опять же не только для нашей страны. В Китае несбалансированность системы высшего образования, когда некоторым избранным вузам все, а остальным – оставшиеся крохи, тоже подвергается серьезной критике среди ученых. И все больше призывов раздается о том, что правительству надо бы четче определиться с моделью высшего образования.

Многие эксперты и в России, и в Китае считают, что отдельные вузы, входящие даже в топ-100, не могут кардинально изменить ситуацию в высшем образовании страны. А вот новая модель университета может. И опыт западных стран подтверждает это. Их успеху в целом способствовали не конкретные вузы, а прочная сложившаяся университетская модель. Кстати, а какая она должна быть в России?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1090
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1308
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1030
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1228

Другие новости