0
2750
Газета Образование Интернет-версия

21.09.2017 00:01:00

Отцы – родители второго плана

Тэги: профессии, школа, учитель, родители, отцы


профессии, школа, учитель, родители, отцы Молодых мужчин сегодня можно привлечь в учителя, разве что высокими технологиями. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Я слышу этот крик каждое утро. Тонкие стены квартир, общность балконного пространства, сонная тишина за окном позволяет услышать этот ребячий стон: «Я не хочу в школу». «Это уже вторая школа, в которую он не хочет ходить, – говорит мне мама второклассника Димы Ж., когда мы встречаемся с ней на улице, – я уже с ног сбилась. Вот наняла ему репетитора – мужчину, молодого...» Особый упор делается на слово «мужчина», и я понимаю скрытый смысл этой фразы. Дима растет не просто в семье матери-одиночки, но еще и без бабушки и дедушки, которые живут далеко.

Таких, как Дима, в России много. По официальным данным (ссылаюсь на слова детского омбудсмена Анны Кузнецовой), около трети семей – неполные. Около 5 млн из 17 млн российских семей приходится на матерей-одиночек с детьми. Полных семей в России – 11 млн 600 тыс.

Нехватку мужского влияния испытывает не только семья, но и школа. Причем не только у нас. Например, результаты последнего Международного сравнительного исследования педагогического корпуса по вопросам преподавания (Teaching and Learning International Survey - TALIS) показывают, что доля женщин среди учителей России составляет 85%. Средний по другим странам показатель – 68%. В девяти наиболее успешных странах – 65%. А в Японии мужчин-педагогов вообще в пять раз больше, чем женщин.

Считается, что основная причина нехватки учителей в школах – низкая заработная плата. Но тогда почему увеличение зарплат не привело к значительному росту мужчин-педагогов в школе? Возможно, дело здесь в отношении к самой профессии, пишут другие исследователи. Не престижна. Как сказать...

Согласно последнему рейтингу профессий, выявленных мониторингом Минобрнауки РФ, профессия учителя – далеко не на последнем месте. Так, может, здесь в восприятие профессии вмешался гендерный стереотип?

В этом разрезе интересным мне кажется исследование социологов Высшей школы экономики, касающееся отцовства. Толчком к сравнительному анализу для социолога Александры Липасовой послужили работы Эреспинг-Андерсена и Д. Сейнсбери. Согласно их точке зрения, в благополучных странах, условно отнесенных к либеральному, социально-демократическому и консервативному режиму, есть кризис отцовства. И он имеет (имел) разные причины. В странах либерального режима (Великобритания и США) источником общественной тревоги стало безотцовское общество и утрата отцами морального авторитета; в социально-демократическом режиме Скандинавских стран фокус семейной социальной политики был направлен на укрепление эгалитарных отношений в семье; в странах, принадлежащих к консервативному режиму, традиционная модель отца-кормильца социально и экономически устарела.

Александра Липасова, которая занимается изучением моделей отцовства в России, приходит к выводу, что во всех рассматриваемых странах наблюдается отставание реальных отцовских практик от общественной риторики и проводимой социальной политики.

Да, считает социолог, современные мужчины из среднего класса больше занимаются детьми, чем их отцы в свое время. Однако патриархальный образ отца по-прежнему популярен в массовом сознании. Этот образ включает такие ипостаси: кормилец, воплощение власти в семье, страж порядка и дисциплины, пример для подражания (особенно для сыновей). Мужчина сдержан и взыскателен к детям, но мало включен в их повседневную жизнь и ежедневный быт семьи.

Александра Липасова, проведя интервью с мужчинами 25–40 лет, разделила их на несколько групп. Одних она назвала их «воскресными папами» (по образному выражению одного из респондентов). Все время такие отцы заняты на работе и детей видят только по выходным. Участие отца в воспитании детей здесь очень акцентировано на отдыхе и играх. Рутинный уход за детьми – стирка, готовка, выполнение домашнего задания – лежит на матери семейства. При этом «воскресные папы» не раскаиваются в таком невнимании к детям. Занятость и высокий доход – все еще наиболее социально одобряемые формы успешной маскулинности.

 Во вторую группу вошли мужчины, которые довольно много занимаются с детьми (обучают, помогают с уроками, читают и пр.) и участвуют в уходе (кормят, купают, укладывают спать и пр.). В этой семье добытчиками являются оба родителя. И если отец даже не является таковым, он все равно активен. Такая активность характерна для более молодых и образованных мужчин. Но эти отцы часто пребывают в сомнении в отношении выбранного ими курса. Тем более что женщины не помогают им утвердиться в этой роли, и отцы в такой ситуации дискриминируются как родители второго плана.

В третьей группе отец активно участвует в воспитании и ежедневном уходе за детьми. Родительские обязанности разделены между мужем и женой поровну, и это устраивает обоих супругов. Это вовлеченное отцовство предполагает не только регулярные занятия с ребенком, но и эмоциональную близость. Эти отцы стараются  наладить с детьми эмоциональную связь. Но этому по-прежнему мешают перегрузки на работе, необходимость зарабатывать деньги и... стереотипы о гендерных ролях.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1044
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1237
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
974
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1172

Другие новости