0
5882
Газета Образование Печатная версия

14.08.2024 18:00:00

Что происходит, когда образы доминируют над понятиями

Выявлена общая особенность у молодых людей в возрасте 25–40 лет

Тэги: образование, школьные программы, коррекция, тип интеллекта подростков, планирование, качественный анализ, людмила ясюкова


8-2-1-t.jpg
Логический компонент мышления
возникает только при изучении
наук. 
Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru 
Известный петербургский психолог Людмила Ясюкова заметила, что сегодня увеличился процент людей, которые не в состоянии оценить ситуацию, спрогнозировать, что делать дальше, и даже понять, когда им кто-то что-то объясняет. В то же время, как считает ученый, умные люди стали еще умнее... И этому они обязаны своей семье, которая позаботилась об их образовании, потому что школьные программы нуждаются в серьезной коррекции. В общем, произошла резкая поляризация в знаниях.

Людмила Ясюкова – кандидат психологических наук, доцент, специалист в области психологической диагностики, профилактики и коррекции причин школьной неуспеваемости. Вывод, который прозвучал из уст ученого в недавнем интервью «Бизнес Online», имеет под собой серьезную базу.

За последние 30 лет Людмила Ясюкова проанализировала уровень мышления порядка 6 тыс. девятиклассников. Об этих исследованиях она рассказала в своей работе «Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 до 2020 года». Подростки и молодые люди поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников, которые провела специалист.

Почему психолог взяла для анализа данные именно девятых классов? Как поясняет Есюкова, к 13–14 годам уже формируется тип мышления школьника. Далее он закрепляется, потому что ребенок привыкает использовать одни и те же операции мышления для решения школьных или жизненных задач. Те операции, которыми он пользуется чаще, закрепляются, остальные – либо есть, либо их нет вообще.

Людмила Ясюкова имела возможность проследить, что происходит с молодыми людьми на протяжении долгого времени: когда они идут в 10–11-й классы, становятся студентами и т.д. Она заметила, что тип интеллекта у них стабилизируется и профиль не меняется.

Еще один вывод, который сделала ученый. На рубеже 2000-х годов произошло качественное изменение типа интеллекта подростков: логическая систематизация информации, основанная на понятийном мышлении, сменилась на формально-образные обобщения, при которых суть явлений не выделяется и не понимается, хотя большие объемы информации могут удерживаться в памяти.

А если структуру интеллекта составляют формально-образные обобщения, отмечает ученый, то увидеть, выделить причинно-следственные связи невозможно. Поэтому и решения принимаются на основе оценки вероятностей, без понимания того, как на самом деле будут развиваться события. Следовательно, надежность прогнозов оказывается низкой, а перспективное планирование – невозможным.

Что еще заметила Людмила Ясюкова в людях, которых она тестировала (сейчас они находятся в возрасте от 25 до 40 лет)? Для них характерны: поверхностность мышления, пренебрежение качественным анализом, абсолютизация методов математического анализа, ошибки при принятии решений из-за непонимания причинно-следственных связей, неадекватность перспективного планирования и прогностической деятельности в целом. Они могут занимать достаточно приличные должности в образовании, в науке, медицине, управлении, но... Они именно с таким типом мышления и таким способом принятия решений. В своем интервью Людмила Ясюкова ссылается также на опыт известного отечественного психолога и мыслителя Льва Выготского, который считал, что «понятийное мышление» – основа успеха обучения в школе. «Я тестирую взрослых, и понятийного мышления у многих нет, – констатирует Ясюкова. Если не изучаются науки, то нет ни логического компонента, ни понятийной категоризации. У тех, кому сейчас 25–40 лет, с понятийным мышлением плохо. Они прогностической деятельностью заниматься не могут совсем».

К наблюдениям Людмилы Ясюковой можно добавить и опыт еще одного выдающегося советского и российского педагога, доктора психологических наук Василия Давыдова. Своей педагогической практикой он доказал, что у младших школьников можно сформировать мышление более высокого уровня. Ведь человека научить нельзя – он должен сам научиться. А чтобы у него получалось, надо развить у него мышление.

Важный методологический принцип по Давыдову – ребенок должен научиться структурировать учебный материал, видеть, узнавать в нем структуру. Если структура ляжет в основу восприятия, памяти, мышления, речи, то это существенно продвинет развитие этих процессов.

Кстати, легче освоить структуру будет тем детям, которые в дошкольном возрасте собирали мозаики и конструкторы, играли в кубики. Эти игрушки позволяют увидеть первые закономерности, сам факт, что они существуют. Это основы будущего мышления. Так что формирование понятийного мышления вещь важная, и начинать работать с ним необходимо как можно раньше. 



Читайте также


Миллионы россиян рискуют получить ненужные дипломы

Миллионы россиян рискуют получить ненужные дипломы

Михаил Сергеев

Система высшего образования не поспевает за быстрыми изменениями рынка труда

0
2173
Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Снова физики в почете, но со знанием русского языка

Наталья Савицкая

Ректоры технических вузов не хотят, чтобы снижался уровень гуманитарной подготовки абитуриентов

0
3795
В текущем учебном году в вузах предусмотрено более 145 тыс. мест для целевого обучения

В текущем учебном году в вузах предусмотрено более 145 тыс. мест для целевого обучения

0
1023
«Роснефть» продолжит развивать образовательный потенциал российских регионов

«Роснефть» продолжит развивать образовательный потенциал российских регионов

Татьяна Астафьева

Центр компетенций, культурный комплекс и магистратура для иностранцев – важные проекты компании

0
2446

Другие новости