0
2888
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

14.11.2006 00:00:00

Чистая атмосфера в большом городе

Тэги: город, загрязнение, транспорт


город, загрязнение, транспорт Юрий Лужков осматривает российский автотранспорт на природном газе.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Как выжить в большом городе? На этот вопрос в Москве в течение нескольких дней пытались найти ответ более 850 делегатов II Международной конференции «Альтернативные источники энергии для больших городов», посвященной вопросам снижения негативного воздействия автотранспорта и объектов энергетики на городскую окружающую среду. Проблема для Москвы крайне актуальная, поскольку, по словам Марины Вакула, заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, на сегодня 83% загрязнения окружающей среды в столице зависит от автотранспорта и 15% от энергетических комплексов, в основном от котельных и ТЭЦ. Сейчас по улицам города курсируют 3 млн. автомашин, официально допущенных к эксплуатации, и к ним ежегодно добавляются по полмиллиона. А если учесть, что в Москве с января 2006 года введена норма токсичности автотранспорта Евро-3, с которой вряд ли справляются многочисленные «копейки», тем не менее заполонившие столичные магистрали, то скорее всего автомобилей в Москве как минимум на треть больше, чем думают в мэрии. Впрочем, по данным института НИАТа, в 2005 году нормам Евро-3 в России в целом соответствовало только 5% легковых и грузовых автомашин.

Конечно, в таких условиях, как отметил мэр Москвы Юрий Лужков, процесс практического и массового внедрения альтернативных видов топлива неизбежен, так как определяется объективными причинами ограниченности запасов нефти в мире и возрастающими требованиями по экологии в больших городах. Ясно, что московский мэр пока не дошел до примера своего коллеги – губернатора из Калифорнии, подавшего в суд на автомобильные корпорации, имеющие производство на территории США. Идея иска состоит в том, что производство автомобилей ведет к загрязнению окружающей среды и, следовательно, изменению климата. Юрий Михайлович пытался найти более компромиссное решение.

На конференции недостатка в предложениях не было. Самое, на мой взгляд, радикальное выдвинул в беседе со мной баварец Герхард Ольк, руководящий сотрудник баварского Министерства экономики, транспорта и технологий. Он сказал, что самое лучшее решение – отказаться от использования автомобиля в больших городах и пересесть на общественный транспорт, лучше всего на метро. На принятие подобного решение его подвигнула поездка в бразильский Сан-Пауло, насчитывающий 17 млн. жителей. Там автомобили могут передвигаться по улицам только три часа ранним утром и три часа поздним вечером. Но Ольк, как и все немцы, реалист, и он понимает, что человек, однажды оседлавший несколько десятков лошадиных сил, вряд ли откажется от приобретенного чувства индивидуальной свободы. Поэтому его идея, кстати, уже реализующаяся в Баварии, выглядит поэтапно так: сначала дизель, который потребляет энергии на 30% меньше, чем бензиновый мотор, затем усовершенствование автомобильного мотора за счет системы впрыска, установки автоматических фильтров для дизеля и снижения веса мотора. Последнее новшество позволит при сохранившихся параметрах мощности снизить теплоотдачу. Следующим пунктом нововведений, по Ольку, должны стать гибридные автомобили, работающие на двух источниках энергии. Все эти варианты, в том числе и автомобиль на водороде, были опробованы баварцами в аэропорту Мюнхена. Поэтому Ольк мог, опираясь на полученные результаты, авторитетно говорить о том, что на сегодня водород пока будущего не имеет. Стоимость подобного топлива в 5–10 раз дороже бензина. А производить водород из высших форм энергии, таких, как электричество, он считает нерентабельным.

В целом подход выступавших экспертов совпадал с планом Олька. Значительная часть докладов была посвящена улучшению характеристик применяемых на транспорте видов топлива. Главная направленность подобных модернизаций состояла в уменьшении выбросов благодаря топливу с улучшенными экологическими характеристиками. Под применяемым многими выступавшими термином «очищенное топливо» имелось в виду в основном отсутствие в нем соединений серы и других вредных примесей, которые в процессе сгорания превращаются в токсичные соединения. Это оксид углерода (СО), углеводороды (СН), окислы азота (NOx), сажа и другие твердые частицы. К последним относятся очень вредные соединения серы, которые не только загрязняют окружающую среду, но и препятствуют нормальной работе каталитических нейтрализаторов и сажевых фильтров. В некоторых случаях сульфатный компонент может достигать до половины твердых выхлопов. Поэтому уменьшение содержания серы в топливе позволяет значительно улучшить эффективность работы нейтрализаторов и снизить выбросы СО и NOx.

Применение газообразного моторного топлива и переход на комбинированные энергетические установки представляли собой следующий шаг в повышении экологической чистоты автомобильного мотора. Большой раздел выступлений был посвящен замене обычных видов топлива на альтернативные: биоэтанол, биогаз, диметиловый эфир и, наконец, водород.

Пожалуй, одним из важных было мнение, высказанное главой правительства Москвы, о необходимости более активного законодательного творчества федерального Центра, особенно в области нормативно-правового регулирования. «Необходимо сбалансированное сочетание квот, запретов и льгот для производителей и потребителей топлива, стимулирующих и даже вынуждающих к переходу на производство и использование топлив с лучшими экологическими характеристиками», – заявил мэр Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2043
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4729
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2586
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2972

Другие новости