0
2516
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

09.09.2008 00:00:00

Чистый дизель

Тэги: экология, загрязнение, двигатель, катализаторы


Современный мир оказывает большое влияние на жизнь каждого из нас. Новые технологии стремительно наполняют нашу жизнь, уровень технического оснащения растет. Вместе с благосостоянием населения растет всеобщая автомобилизация, которая, с одной стороны, привносит в жизнь удобство и комфорт, а с другой – заставляет задуматься над экологией нашей страны. В этой связи были приняты экологические нормы, необходимые для последовательного снижения вредного влияния отработавших газов автомобилей на города и села.

Выхлопные газы двигателей представляют собой сложную многокомпонентную смесь газов, паров, капель жидкостей и дисперсионных твердых частиц. Среди которых можно выделить следующие составляющие: содержащиеся в воздухе – азот и кислород, продукты полного сгорания топлива – диоксид углерода и водяной пар, вещества, образующиеся в результате термического синтеза из воздуха при высоких температурах – оксиды азота, продукты неполного сгорания топлива – монооксид углерода, углеводороды, дисперсионные твердые частицы, а также оксиды серы, альдегиды, продукты конденсации и полимеризации. Кроме продуктов сгорания топлива в выхлопных газах двигателей присутствуют продукты сгорания смазочного масла и веществ, применяющихся в качестве присадок к топливу и маслу.

Исследования ученых в области автомобильного катализа позволяют уже сейчас предлагать потребителю экономически эффективные решения по борьбе с загрязнением атмосферы токсичными компонентами выхлопных газов. Надо отметить, что это является непростой технической задачей. В зависимости от источника загрязнения – бензиновый или дизельный двигатель – требуется отдельный подход в решении задачи. Наиболее оптимальным вариантом является изначальное проектирование системы с учетом экологических стандартов, а так как в проектировании систем участвуют до пяти компаний, то и с учетом дальнейшей модернизации и использования системы.

В качестве наиболее используемых систем можно назвать четыре основные (все они применяются в настоящее время).

Трехфункциональные катализаторы используются при решении проблемы в бензиновых двигателях, где зарекомендовали себя с положительной стороны. Они позволяют снизить содержание вредных веществ в отработавших газах двигателя на 90–95%.

В окислительных катализаторах для дизелей происходит окисление монооксида углерода и продуктов неполного сгорания топлива до двуокиси углерода и водяного пара.

Когда вы едете за автобусом, оснащенным дизельным двигателем, можно заметить черный клубок дыма. Особенно заметно это в холодную погоду или в момент запуска двигателя. Это твердые частицы – один из наиболее значимых токсичных компонентов выхлопных газов. Основными составляющими твердых частиц являются сажа, оксиды металлов, сульфаты и вода, а также в меньших объемах – несгоревшие частицы топлива и моторного масла. В настоящее время разработан каталитический сажевый фильтр, особенностью которого является непрерывная его очистка от накапливающихся твердых частиц при средней рабочей температуре выхлопных газов вкупе с другими компонентами системы.

Выбор каталитического конвертера зависит от состава и температуры выхлопных газов. Выхлопные газы дизельного двигателя содержат так много кислорода, что окислы азота не могут восстановиться до свободного азота. Наибольшую опасность окислы азота представляют в качестве активного компонента смога. Так, соединяясь с несгоревшими олефиновыми углеводородами, они образуют токсичные нитроолефины, вызывающие заболевания дыхательных путей и нервные расстройства. Причем токсикологический эффект воздействия окислов азота на человека примерно в десять раз выше, чем у монооксида углерода. Следовательно, необходим поиск решения проблемы восстановления окислов азота. Для снижения концентрации окислов азота в выхлопных газах дизелей легковых автомобилей в Германии разработан накопительный нейтрализатор окислов азота, который уменьшает содержание окислов азота при помощи их аккумулирования с последующим восстановлением до свободного азота. Другим техническим решением является использование катализатора селективного восстановления. В этом случае в выпускной тракт дизельного двигателя впрыскивают некоторое количество специального раствора мочевины. Дозирование и момент впрыска рассчитываются в соответствии со стратегией управления, заложенной в электронный блок управления. Вся эта смесь перемешивается в выхлопном тракте и поступает в селективный каталитический конвертер, где протекает восстановительная реакция.

Выбрать единственно правильную систему нейтрализации токсичных компонентов выхлопных газов, эффективно работающую с различными типами двигателей, действующих в разных климатических зонах, с разным качеством топлива нельзя. Уровень технического оснащения, возможности технологической базы и качество горюче-смазочных материалов накладывают не меньшие ограничения на конструкцию нейтрализатора, чем стоимость продукта при выборе типа каталитической системы. Поэтому необходим комплексный подход, сочетающий в себе различные вариации для технических решений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Архиереи возглавили легальную борьбу со сталинизмом

Андрей Мельников

Представители РПЦ не побоялись выступить против лево-патриотической оппозиции

0
359
Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Цифровизации КоАП не хватило организационного фундамента

Екатерина Трифонова

Онлайн-формат административного производства не избежал дефектов технического характера

0
311
Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Расселения из аварийного жилья россияне ждут в среднем по восемь лет

Михаил Сергеев

Недоступность для многих граждан коммерческих новостроек обостряет проблему ветхих домов

0
308
Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Хакеры нацелились не только на персональные, но и на инженерные данные

Анастасия Башкатова

Промышленным предприятиям надо готовиться к нарастающей киберугрозе

0
360

Другие новости