0
2659
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

08.12.2009 00:00:00

Реальная модернизация

Александр Фролов

Об авторе: Александр Сергеевич Фролов - аналитик Института национальной энергетики.

Тэги: модернизация, газпром, спг


модернизация, газпром, спг Для нефтегазовых компаний одним из главных направлений деятельности является развитие переработки углеводородов (сжиженный природный газ и синтетическое жидкое топливо).
Фото Reuters

Президент России Дмитрий Медведев в программной статье «Россия, вперед!» определил одними из главных направлений развития страны модернизацию экономики и отказ от сырьевой зависимости. В то же время современное положение в отечественной промышленности демонстрирует, что именно энергетические компании являются локомотивами модернизации.

Модернизация

Россия на нынешнем этапе развития не может отказаться от значительных денежных поступлений в бюджет, которые обеспечивает отечественная нефтегазовая промышленность. В то же время модернизация экономики, развитие высокотехнологичных производств – это насущная необходимость, без которой невозможно развитие нашей страны. Отечественные энергетические компании напрямую зависят от целого ряда отраслей промышленности. Неудивительно, что именно они вкладывают самые значительные средства в развитие отечественной экономики, являясь флагманами реальной модернизации.

К примеру, вложения ОАО «Газпром» помогли отечественной трубной промышленности перейти на выпуск современной продукции мирового качества, а российские судостроители осваивают выпуск метановозов и буровых платформ. Так, предприятие «Звездочка» впервые в России освоило полный цикл строительства самоподъемных буровых установок, а Выборгский судостроительный завод получил возможность реализовывать планы по глобальной модернизации производственных мощностей.

Таким образом, заказы, которые ранее размещались на зарубежных предприятиях, все чаще достаются российским заводам. В масштабах страны это означает вложение средств в отечественную экономику и, что не менее важно, рост занятости населения. Впрочем, учитывая специфику деятельности нефтегазовых компаний, можно сказать, что главным направлением для них является развитие переработки углеводородов, создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Таковыми, в частности, являются сжиженный природный газ и синтетическое жидкое топливо.

Своя технология

В феврале текущего года на острове Сахалин был запущен первый в России завод по производству сжиженного газа проектной мощностью 9,6 млн. тонн в год. Перед «Газпромом» стоят амбициозные планы довести производство СПГ до 80–90 млн. тонн к 2030 году, что составит в зависимости от темпов реализации проектов в других странах до 25% мирового рынка. Уже в 2010-м планируется начать поставки этого энергоносителя в Китай. При этом, как ни парадоксально, у нашего государства до сих пор нет собственной технологии производства СПГ. На сахалинском заводе внедрена разработка Французского института нефти (IFP) с применением двойного смешенного хладагента, использующая преимущества холодного северного климата. Главному институту «Газпрома» ВНИИГАЗу было поручено разработать отечественную технологию, позволяющую достичь минимальных эксплуатационных затрат.

Разработка ведется совместно с ОАО «Криогенмаш» и ОАО «Гелиймаш». За основу решено было взять технологию Liquefin, предложенную IFP, с которым у «Газпрома» подписано соглашение об обмене научными данными. В процессе Liquefin газ сжижается с помощью двух систем охлаждения (пластинчатые теплообменники), что повышает эффективность и уменьшает количество насосов и компрессоров. В настоящее время специалисты сравнивают эту технологию с рядом отечественных разработок и мировыми аналогами. Наиболее удачные решения будут собраны и должным образом обработаны. В начале следующего года планируется представить первые результаты, а к 2011–2012 годам построить опытно-промышленную установку мощностью 50–100 тыс. тонн.

СЖТ в «Газпроме»

Для корпорации направление синтетических жидких топлив связано в первую очередь с необходимостью диверсификации бизнеса. «Газпром» собирается развивать собственное производство синтетической нефти, моторных топлив и их компонентов. Иностранные компании неохотно продают России технологии. Они предпочитают обменивать оборудование (технологический процесс) на доступ к нашим ресурсам. Предлагаемые ими агрегаты для производства СЖТ – крупногабаритные, однако России требуются собственные производственные установки меньшего размера, поэтому перспективными разработками в области СЖТ занялся ВНИИГАЗ.

Для производства СЖТ может применяться не только уголь или природный газ, но и попутный нефтяной газ (ПНГ), значительная часть которого в России сейчас сжигается в факелах. Это дает большой простор не только для решения важной государственной задачи утилизации ПНГ и создания продукта глубокой переработки, но и для его транспортировки, так как полученные на установке СЖТ продукты можно поставлять по нефтяной трубе.

К концу лета 2009 года на Опытно-экспериментальном производстве института ВНИИГАЗ была создана стендовая установка для получения синтетических жидких топлив. Первый этап комплексного опробования ее технологического блока под нагрузкой успешно прошел 1–4 сентября. В рамках пусконаладочных работ начаты экспериментальные исследования по производству СЖТ с использованием отечественных катализаторов, которые, по оценкам специалистов, ничуть не уступают иностранным образцам. Впрочем, в ходе работ планируется провести эксперименты и с другими катализаторами. В 2009–2010 годах ВНИИГАЗ отработает конструкторские решения, и в итоге будет создан оптимальный вариант реактора. В дальнейшем проект каждой конкретной установки будет разрабатываться под нужды предприятия-заказчика. В перспективе Россия может выступать на мировом рынке как продавец современной технологии производства синтетического топлива.

Малотоннажный СПГ

Важный коммерческий продукт, производство которого освоил «Газпром», – малотоннажный СПГ – ориентирован на внутренний рынок. Здесь он составляет конкуренцию бензину, дизельному топливу, топочному мазуту. Малотоннажный СПГ отличается от «большого» собрата меньшей степенью пожароопасности. Поэтому станции для его производства, станции заправки и регазификации могут располагаться в непосредственной близости от производственных и жилых помещений, а доставка малотоннажного СПГ к потребителю осуществляется автомобильным транспортом.

Определенным прорывом в вопросе продвижения СПГ в качестве моторного топлива явилось решение руководства «Газпрома», РЖД и администрации Свердловской области о переводе маневровых тепловозов Свердловской железной дороги на КПГ, а магистральных – на СПГ. В программе совместных работ было предусмотрено создание на газораспределительной станции (ГРС) № 4 (Екатеринбург) производства СПГ мощностью около 3 т/ч. Также в рамках этой программы создан опытный образец магистрального газотурбовоза ГТ-01 на сжиженном природном газе. Газовую турбину мощностью 8,3 МВт для экспериментального локомотива ГТ-01 разработал Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д.Кузнецова. В январе 2009 года газотурбовоз провел по кольцу в Щербинке состав из 159 вагонов общей протяженностью более 2 км. Вес поезда составил 15 тыс. тонн, это значит, что один газовый локомотив заменяет четыре обычных (дизельных или электрических). 22 июня ОАО «РЖД» получило свидетельство о национальном рекорде в области техники за создание первого и самого мощного в мире магистрального газотурбовоза.

Примечательно, что ГТ-01 значительно превзошел европейские экологические требования, которые вступят в силу только в 2012 году. Бортового запаса СПГ (17 т) ему хватает на 750 км, притом это расстояние он проходит примерно за 11 часов. По нормам тепловоз должен проводить в пути не менее 94–95% времени эксплуатации, а это означает, что на заправку отводится очень короткий срок. Соответственно сейчас перед специалистами стоит задача добиться стабильной заправки 50 куб. м СПГ за 20–40 минут. Всего на сжиженный газ планируется перевести 90 тепловозов Свердловской железной дороги, для чего потребуется создать производство, рассчитанное на 500 тыс. тонн газа в год (свыше 50 т/ч). Это составит около 10% от производства СПГ на сахалинском заводе. То есть речь идет о колоссальном развитии внутреннего рынка. Важно, что инфраструктура по обеспечению газотурбовозов газомоторным топливом, создаваемая «Газпромом», – коммерчески выгодный продукт. При стоимости газа 10–12 рублей за 1 куб. м срок окупаемости – шесть лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
672
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
786
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
402
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
278

Другие новости