0
2396
Газета НГ-Энергия Интернет-версия

13.04.2010 00:00:00

Законодатели не спешат

Александр Фролов

Об авторе: Александр Сергеевич Фролов - аналитик Института национальной энергетики.

Тэги: кпг, россия, выгоды


кпг, россия, выгоды Пакистан менее чем за два года поднялся с третьего на первое место по количеству газобаллонного транспорта.
Фото Reuters

Компримированный природный газ (КПГ) не имеет конкурентов по сочетанию цены, теплотворности и экологичности. Закономерно, что с каждым годом число газобаллонных автомобилей (ГБА) в мире растет. Для России внедрение КПГ – это прежде всего вопрос эффективного использования ресурсов. Но долгие годы внедрение происходит без соответствующей законодательной поддержки.

Компримированный природный газ является самым распространенным видом альтернативного моторного топлива в мире. Перевод транспорта на КПГ сулит России энергетическую, экологическую и экономическую выгоды. Заметим, что отечественные запасы нефти существенно уступают запасам газа. Необходимо уже сейчас подумать о будущем – через два-три десятка лет Россия может попасть в зависимость от импорта нефтепродуктов. Кроме того, нефть является ценнейшим сырьем для химической промышленности, источником самого широкого спектра продуктов – «сжигать» ее просто неразумно (при том, что на одну тонну черного золота у нас в стране в среднем получают в два раза меньше бензина, чем по миру).

Развитие газотранспортного направления позволяет улучшить состояние атмосферы городов: метановый автомобиль сразу соответствует экологическому стандарту Евро-2, а при небольшой доработке – Евро-4. Кроме того, метан имеет такую же теплотворность, как и бензин, но стоит на российском рынке почти в три раза меньше. Кстати, даже в странах с нерегулируемыми ценами на голубое топливо КПГ дешевле бензина на 30–70%. При масштабном внедрении газомоторного топлива произойдет значительное сокращение затрат на горюче-смазочные материалы, и прежде всего из государственного бюджета.

Но в то же время метан ни в коем случае нельзя рассматривать как экономическую панацею – затраты на переоборудование старой или приобретение новой техники будут окупаться в среднем от полугода до трех лет, зависит это от объемов расходуемого топлива. Соответственно в первую очередь о внедрении КПГ стоит задуматься региональным и муниципальным властям, руководителям автопредприятий и тех компаний, в деятельности которых имеется большая транспортная составляющая.

Российский рынок

В течение кризисного 2009 года российский рынок КПГ переживал небольшой спад – на 1–1,5%. Дело в том, что стремительное снижение цен на нефть привело к уменьшению стоимости сжиженного углеводородного газа (СУГ), являющегося в нашей стране главным конкурентом КПГ среди альтернативных моторных топлив. В какой-то момент обычно более дорогой СУГ оказался дешевле компримированного природного газа. Ряд автомобилистов отказались от КПГ и переоборудовали свои машины под пропанобутановую смесь. Но к настоящему моменту цены на топливо вернулись к докризисным показателям – 10–13 руб. за СУГ и 7,5–10 руб. за КПГ. На сегодняшний день в России всего около 30 млн. автомобилей, из которых 1 млн. работает на газе: около 900 тыс. – на пропанобутановой смеси, а 100 тыс. – на КПГ.

Основные усилия по продвижению КПГ в качестве моторного топлива в России прикладывает ОАО «Газпром». В 2009 году компания ввела в эксплуатацию новую автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) в Томске. А несколько ранее был открыт самый восточный форпост газовых заправок – в Братске. Местная администрация разработала программу перевода большей части муниципального парка на КПГ, рассчитанную до 2015 года и предусматривающую также строительство еще двух АГНКС.

Законодательная поддержка

До настоящего момента развитие альтернативного направления у нас в стране опирается лишь на отдельные законодательные акты, в то время как Государственная Дума более 10 лет не может принять Закон «Об альтернативных видах топлива». Первоначальная версия этого документа была внесена Валерием Язевым под названием «О моторном топливе» в 1998 году. Законопроект был сырой и потребовал существенной доработки.

Новый законопроект «Об альтернативных видах топлива» прежде всего предусматривает право субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления разрабатывать программы и осуществлять мероприятия по переводу на альтернативные виды моторного топлива отдельных категорий транспортных средств, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности. Притом предполагается, что указанные программы и мероприятия должны стимулировать такой перевод, а не предписывать владельцам его в директивном порядке.

Как учит опыт СССР и западных стран, для продвижения альтернативных видов моторных топлив необходимы различного рода льготы для владельцев автозаправок и водителей. Использование для этих целей средств федерального бюджета стало камнем преткновения при обсуждении закона. В качестве компромисса было решено, что материальное стимулирование возлагается на местные власти. По сути, те, кто уже не первый год старается развивать у себя в регионе альтернативные виды топлива, получают законодательную поддержку, отсутствие которой тормозило их инициативы. Но в то же время пассивные регионы не получат необходимого стимула.

В мире

Заметим, что развитием газовой альтернативы во всем мире занимаются госструктуры и крупные компании. Так, в США действует правительственное постановление, по которому любое госучреждение, владеющее или арендующее парк машин более 10 единиц, обязано закупить не менее 10% автомобилей на альтернативных видах топлива. Власти Парижа перевели весь муниципальный транспорт на метан. В Германии количество АГНКС на данный момент составляет 835 и в ближайшие годы увеличится до 1000. В Венесуэле развитие газомоторного направление включено в программу «Газовой революции», ориентированной на газификацию жилого и коммерческого секторов. Притом законодательные меры будут стимулировать перевод на газ не только муниципального, но и частного автотранспорта.

Показательно, что мировой рынок газомоторного топлива в 2009 году вырос на 14–15%. Особо стоит отметить Иран, обладающий вторыми по величине запасами природного газа в мире, – здесь всего за полтора года почти в два раза (с 850 тыс. до 1,6 млн.) увеличился парк газобаллонных автомобилей. Таким образом, эта страна обогнала Бразилию, переместившись на третье место в мире по количеству ГБА. Но наиболее значительные успехи в плане развития газомоторного направления демонстрирует Пакистан, который за неполные два года поднялся с третьего на первое место по количеству ГБА – теперь их более 2 млн. За несколько лет в стране организован выпуск собственных метановых автомобилей. В Пакистане зарегистрированы 3000 АГНКС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
669
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
855
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
717
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
581

Другие новости